Абстрактно-дедуктивный метод
Генетические определения. Широкое распространение в школьном курсе математики получили генетические (конструктивные) определения, т.е. такие определения, в которых описывается или указывается способ его происхождения, образования, возникновения, построения. Генетические определения представляют собой разновидность определения через род и видовые отличия.
Например: «Сферой называется поверхность, полученная вращением полуокружности вокруг своего диаметра»; «Шар – это геометрическое тело, образованное вращением полуокружности вокруг диаметра».
Анализируя школьный курс математики, можно выделить следующие генетические определения понятий: Отрезок. Луч. Равносторонний треугольник. Координатный луч. Равные фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Объем прямоугольного параллелепипеда. Окружность. Дуга окружности. Сектор. Угол и его элементы. Равные углы. Длина окружности. Площадь круга.
Определение через абстракцию. Определения, связанные с выделением такого типа объектов через установление между ними отношений равенства, равнозначности, тождества, получили название определений через абстракцию. В таком определении данное математическое понятие определяется как семейство классов эквивалентности по некоторому отношению эквивалентности. Например, натуральное число n - это характеристика класса эквивалентных конечных множеств, состоящих из n элементов.
Остенсивные определения - определения значений слов путем непосредственного показа, демонстрации предметов. Часто применяются в начальной школе (понятия отрезка, окружности, угла и др.). Постепенно с развитием математического опыта и накоплением определенного числа понятий на смену остенсивным понятиям приходят вербальные понятия. Вербальные понятия – это понятия, когда значения неизвестных выражений определяются через выражения, значения которых известны.
Определение называется корректным, если выполняются два условия:
а) отсутствует порочный круг и связанная с ним возможность исключения нововведенных терминов (“Решение уравнения - это то число, которое является его решением”);
б) отсутствует омонимия: каждый термин встречается не более одного раза в качестве определяемого.
Доказательство теоремы состоит в том, чтобы показать, что если выполняется условие, то из него логически следует заключение, т. е., приняв, что P истинно, в соответствии с правилами вывода показать, что G истинно, и тем самым получить возможность утвердить, что данное высказывание (теорема) истинно в целом.
Доказательство включает в себя три основных элемента:
1. Тезис (главная цель доказательства - установить истинность тезиса). Форма выражения тезиса - суждение.
2. Аргументы (основания) доказательства - положения, на которые опирается доказательство и из которых при условии их истинности необходимо следует истинность доказываемого тезиса. Форма выражения аргументов - суждения. Связывая аргументы, приходим к умозаключению, которые строятся по определенным правилам. Аргументы, на которые можно опереться при доказательстве: аксиомы, определения, ранее доказанные теоремы.
3. Демонстрация - логический процесс взаимосвязи суждений, в результате которого осуществляется переход от аргументов к тезису.
Известно, что имея некоторую (прямую) теорему (P => G), можно образовать новые теоремы, и не одну:
G => P - обратная;
P => G - противоположная;
G => P - контрапозитивная (обратная противоположной или противоположнообратная).
Между этими четырьмя видами теорем существует тесная связь:
а) (P =>G) и (G => P) - одновременно истинны или ложны;
б) (G =>P) и (P => G) - одновременно истинны или ложны.
Изучая какую-либо теорему школьного курса математики, учитель должен придерживаться следующей последовательности:
Постановка вопроса (создание проблемной ситуации).
Обращение к опыту учащихся.
Высказывание предположения.
Поиск возможных путей решения.
Доказательство найденного факта.