Изложение по видоизмененной методике с учетом возрастных возможностей учащихся
Методика проведения изложения включала:
· Чтение текста учителем.
· Выяснение основного содержания текста.
· Повторное чтение.
· Написание работы по готовому плану.
Уроки были проведены после недельной подготовительной работы (синтаксической, орфографической, семантической и грамматической).
Рассмотрим письменные изложения учащихся 7 класса со стороны правильности, полноты и последовательности.
В изложениях учащихся экспериментального класса содержание текста воспроизведено успешнее, чем в работах учащихся контрольного класса (см. таблицу №7). Пропуски важных смысловых звеньев в работах учащихся контрольного класса нарушали последовательность изложения текста и приводили лишь к частичной реализации основного содержания рассказа.
Если мы обратимся к анализу синтаксических конструкций, то увидим, что количество, как простых предложений, так и сложных больше в работах учащихся экспериментального класса (см. таблицу №9). В предложениях встречались разнообразные ошибки: на согласование слов, нарушение порядка слов, их пропуск. В изложениях иногда вместо простых предложений встречались сложные.
В словарном составе изложений также заметны расхождения в использовании прилагательных, наречий, местоимений в пользу учащихся экспериментального класса.
Таким образом, под влиянием экспериментального обучения письменные пересказы учащихся стали намного полнее, точнее и последовательнее. Уменьшилось в изложении количество неадекватных привнесений, пропусков смысловых единиц, лишних повторений слов и выражений, случаев неправильного размещения материала. Благодаря специальному обучению дети стали улавливать большее число характерных для слова значений. Положительные эмоции, сопровождающие удачное использование слова, способствовали быстрому закреплению его в речи ребенка.
Таблица №8
Полнота, правильность и последовательность изложений текста Общее количество смысловых единиц (в %) | ||||||||||||||
класс-сы | Воспроиз-веденных | Пропу-щенных | Передающих смысл правильно | Искажающих смысл | Не имеющих привнесе-ний | Имеющих привнесения | Воспроизведенных | |||||||
Основных | Второстеп. | Основных | Второстеп. | Основных | Второстеп. | Основных | Второстеп. | Адекват-ные | Неадек-ватные | Последо-вательно | Частично последо-вательно | Непоследо-вательно | ||
6 экс | 98 | 100 | 2 | 0 | 100 | 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 90 | 10 | 0 |
6 конт | 95 | 100 | 5 | 0 | 100 | 100 | 0 | 0 | 99 | 1 | 0 | 75 | 60 | 5 |
7 экс | 93 | 90 | 7 | 10 | 100 | 100 | 0 | 0 | 99 | 1 | 0 | 85 | 20 | 0 |
7 конт | 88 | 75 | 12 | 25 | 98 | 99 | 2 | 1 | 97 | 2 | 1 | 60 | 50 | 10 |