Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).
- Убеждение.
- Педагогические требования к применению методов убеждения.
- Упражнение и приучение.
- Обучение
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Продуктивные методы обучения.
- Методы стимулирования.