Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
ВЫЯВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ
эмоционального статуса учащихся с их учебным статусом и показателями: социально-смелый, непринужденный, решительный (фактор Н).
Особое внимание следует обратить на выделенную взаимосвязь эмоционального и учебного статуса. Вероятно, это характеризует специфическое для учащихся младших классов
единство в межличностном восприятии академической успеваемости и межличностных эмоциональных личных отношениях, что, скорее всего,будет рассогласовано в подростковом возрасте. Учебный статус связан с показателями:
-открытость, доброжелательность, общительность (фактор А);
-уверенность в себе, стабильность (фактор С);
-доминантность, независимость (фактор Е);
-социальная смелость, непринужденность (фактор Н);
-тревожность, озабоченность (фактор О) - отрицательная связь;
-эмоциональный статус.
Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.
Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.
Например, общительность и доброжелательность (фактор А) напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью (фактор Н),и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью (фактор С),а доминантность и независимость (фактор Е) придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.
Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью; что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны; с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований /1/, а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.
Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.
Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В (высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний) с учебным статусом. Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.
ТАКИМ ОБРАЗОМ
, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.
Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом “репертуаре” учителя, был использован ряд методик (см. главу 3).
По методике социально-коммуникативной компетентностиполучены следующие результаты:
СКН
(социально-коммуникативная неуклюжесть) 8
НН
(нетерпеливость к неопределенности) 8
К
(чрезмерное стремление к конформности) 3
ССР
(повышенное стремление к статусному
росту) 10
ИН
(ориентация на избегание неудач) 5
ФН
(фрустрационная нетолерантность) 15
Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям : К (чрезмерное стремление к конформности),
ИН (ориентация на избегание неудач), ФН (фрустрационная нетолерантность).
Фрустрационная нетолерантность. Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере; при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.
Низкое значение по показателю ИН (ориентация на избегание неудач) свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.