Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
2)Средняя шкала (4 - 7 баллов, суммарно):
Русский язык - 13 чел.
Чтение - 12 чел.
Музыка - 12 чел.
Естествознание - 12 чел.
География - 8 чел.
Этикет - 6 чел.
Физкультура - 4 чел.
Труд - 4 чел.
ИЗО - 4 чел.
Математика - 3 чел.
Ритмика - 1 чел.
Микровывод.В пятерке первых предметов - те, чей рейтинг невысок на высокой шкале (8-10 баллов); среди “лидеров” высокой шкалы: этикет отметили 6 чел., ритмику - 1 чел.; музыку средним баллом отметили 12 чел., то есть ровно столько же, сколько высоким (суммарно).
3) низкая шкала (1-3 балла, суммарно) - это негативная отметка предмету. Здесь ситуация выглядит следующим образом:
География - 3 чел.
Ритмика - 3 чел.
Этикет - 2 чел.
ИЗО - 2 чел.
Труд - 2 чел.
Естествознание - 2 чел.
Музыка - 2 чел.
Чтение - 1 чел.
Физкультура - 1 чел.
Микровывод.Неудовлетворительное отношение высказывают к фаворитным предметам: ритмика - 3 чел., этикет, ИЗО, труд - по 2 чел., музыка - 2 чел.,
не представлены в данной шкале математика и русский язык.
ТАКИМ ОБРАЗОМ,
результаты количественного анализа рейтинга предметов показали, что уроки музыки в данном классе не являются популярными среди большинства детей, а лишь менее половины класса (12 человек). Возможно предположить, что искусство - не та “стихия” именно этих ребят именно этого класса? Да, но как же тогда высокий рейтинг этикета и ИЗО? Выходит, данное предположение не оправдывается. Причин низкому рейтингу может быть несколько, вероятно, одна из них взаимосвязана с высокими значениями показателя “Фрустрационная нетолерантность” (см. выше тест социально-коммуникативная компетентность), что может быть связано с личностными или профессиональными затруднениями педагога, работающего на исследуемом классе. Более глубокий анализ требует продолжения данного исследования.
Для повышения рейтинга уроков музыки представляется перспективным изучение данных, полученных по методике неоконченных предложений в разделе “Мне бы хотелось”, с точки зрения перспектив их использования (также см. рекомендации).
Вывод к главе.
Проведенный анализ позволяет:
1) выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе, которому присущи такие качества, как: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, вместе с тем нетерпеливость, легковозбудимость; а также добросовестность, уверенность в себе - и вместе с тем флегматичность, сдержанность;
2) рассмотреть психологический профиль учителя музыки в данном классе, особенности педагогических коммуникаций, в результате чего видно, что наибольшую выраженность имеет доброжелательное, активное диалогичное взаимодействие с детьми;
3) выявить низкий рейтинг уроков музыки в данном классе и попытаться объяснить сложившуюся ситуацию.