Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
2.
Позы.Зафиксированы следующие:
-стоит с опорой на ученический стол;
-руки заложены за спину;
-ладонь запущена в волосы;
-рука согнута в локтевом суставе;
-ладонь поддерживает подбородок;
-руки скрещены на груди (крайне редко).
Микровывод
:
позы “стоит с опорой на ученический стол ” и “руки заложены за спину” могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция; а позы “ладонь запущена в волосы” и “ладонь поддерживает подбородок” - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии (что, кстати, является вполне уместным, так как специфика искусства, в данном случае, музыки, предполагает именно “уход в себя”). (Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального “переводчика”, всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы - об этом см. главу 1). Таким образом, практически все отмеченные выше
позы связаны с использованием рук; если вспомнить о том, что положение рук человека естественнее и удобнее в согнутом, нежели вытянутом состоянии (об этом см. главу 1), то возможна трактовка всех зафиксированных поз как модификации положения “руки согнуты”.
3.
Жесты и телодвижения.
Зафиксированы:
-взмах рукой;
-покачивание головой в такт высказывания;
-грозит пальцем;
-руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории;
-прохаживание перед аудиторией;
-волнообразные движения руки;
-телодвижения в такт высказывания, в такт музыке;
-покачивание головой в знак одобрения;
-“палец ко рту” (“тише”);
-покачивание головой (“нет”);
-иллюстративные жесты;
-дирижерские жесты;
-жесты-“сорняки” практически отсутствуют;
-прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).
Микровывод.
Возможна следующая трактовка некоторых жестов: “руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории”, “покачивание головой в знак одобрения” - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину (см.о прикосновении главу 1).
4.Мимика.
Для данного педагога характерны мимические движения:
-глаза широко раскрыты;
-веки прищурены;
-частое моргание;
-сморщивает лоб;
-сдвигает брови;
-улыбка;
-иллюстративная;
-вопросительная;
-интенсивный визуальный контакт.
Микровывод
:
в целом мимика небогатая (хотя музыка подразумевает эмоциональность, стало быть, богатую мимику!), но улавливается положительный, добрый настрой, и, конечно, велика роль визуального контакта, когда каждый ребенок ощущает себя не зрителем происходящих событий, но участником.
5.
Интонация.Характерна:
-тембр голоса высокий, мягкий;
-вопросительная;
-доброжелательная;
-одобрительная;
-повышение интонации происходит во время разучивания песни, а также в моменты урока, когда дети начинают шуметь.
Микровывод
:
из вышесказанного видно, что также, как и мимика, интонация способствует доброжелательному настрою.
6.Различия
невербального поведения во время обычной работы и работы с музыкой. Во время работы с музыкой:
-мимика становится богаче;
-появляется больше иллюстративных жестов;
-происходит увеличение дистанции;
-повышается интонация голоса;
-увеличивается количество движений руками (в основном, в такт речи);
-появляются дирижерские жесты.