Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования).
Микровывод
:
во время работы педагога с музыкой усиливается невербальный компонент, что обуславливает эмоциональную отзывчивость в восприятии невербального “текста” (то есть музыки).
ТАКИМ ОБРАЗОМ,
в целом, анализ невербального поведения педагога на уроке музыки показал, что учитель весьма положительно и радушно настроен к детям, активно, с собственной заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью на музыку преподносит им знания; используются умело прикосновения и улыбка, - как наиважнейшие компоненты всего комплекса невербального поведения. Очень часто конфликтогенное слово “нет” заменяется покачиванием головы, а фразы типа “тише!”, ”замолчите!” успешно вытесняются жестом “палец ко рту”. Отсутствует несовпадение вербального и невербального компонентов.
Сопоставление
анализа невербального поведенияпедагога и результатов
методики Фландерса.
1.
По методике Фландерса выделено 203 педагогических коммуникации, - анализ невербального поведения также говорит о большой роли невербальных компонентов во взаимодействии;
2.
в методике Фландерса ярко представлены следующие характеристики:
-
одобряет действия ученика, его поведение (пункт 2); на невербальном уровне это выражается: в одобрительном покачивании головой, активных, но ненавязчивых прикосновениях, улыбке, одобрительной интонации, поднятых кверху ладонях;
-
задает вопросы, основанные на своих идеях, с целью получить ответ (пункт 4); невербальное поведение подтверждает это, так как вопросы задаются в доброжелательном тоне, часто иллюстрируясь жестами;
-
ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена (пункт 8). Поведение детей богато невербальными компонентами: иллюстративная функция жестов, телодвижений и мимики (передача настроения, внутреннего содержания музыки, а также собственные эмоции). Педагогом и детьми широко используется прием эмоционального сопереживания (эмпатия) как средство для более глубокого осознания музыкального содержания.
Микровывод.
Результаты сравнительного анализа двух методик показали, что 2 основных вида педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный) существуют вместе, взаимопроникая и гармонично дополняя друг друга.
На заключительном этапе
исследования:
1.
для проведения качественного анализа отношений детей к различным формам работы, используемым на уроках музыки (пение, слушание музыки, движения под музыку, игра на инструменте, изучение нот, рисование и др.),была проведена методика неоконченных предложений.
Ребятам предлагалось закончить каждое из трех предложений. Анализ результатов показал следующее:
1.
Больше всего на уроках музыки детям нравится:
n петь (9 чел.)
n слушать музыку (8 чел.)
n рисовать (3 чел.)
n слушать рассказы (2 чел.)
n учить ноты (1 чел.)
n отвечать (1 чел.)
n некрасивая музыка (1 чел.)
n получать пятерки (1 чел.)
2.
Иногда на уроках музыки детям не нравится:
n петь (6 чел.)
n рисовать (4 чел.)
n отвечать (2 чел.)
n когда не спрашивают (2 чел.)
n писать в тетрадке (1 чел.)
n слушать музыку (1 чел.)
n играть (1чел.)
n учить инструменты (1 чел.)
n замечания (1 чел.)
n писать ноты (1 чел.)
n когда не получается (1 чел.)
n когда мы играем героев (1 чел.).
3.
Детям хотелось бы на уроках музыки:
n чтоб нам рассказывали истории (1 чел.)
n играть на инструменте (9 чел.)
n получать хорошие отметки (1 чел.)
n музыкальные приключения (1 чел.)
n петь песни (4 чел.)
n играть оперы (1 чел.)