Дидаскология
субъект Д, способный ее освоить и творчески преобразовать, субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнеД.
Внутренняя организация субъекта - психологические структуры, которые дают возможность реализовать себя как творца, распорядителя собственной Д.
Субъект - это носитель всего объективного и субъективного в человеке.
Большинство концепций понятие субъект не определяет самостоятельным значением. Человек не рождается, а становится субъектом в процессе Д и общения. Относительно взрослых границ нет однозначного мнения: Исаев Е. И., Слободчиков - превращение индивида в субъекта в дошкольном возрасте, Тотенко -субъективные качества индивид приобретает в процессе внутриутробного развития, доформировывается в юности. => Нет четких возрастных границ, соц, псих-пед. условия.
Субъект-центральное образование человеческой субъектности. Это сложная характеристика личности (ее активность по избирательной инициативе, ответственное отношение к себе, Д и миру).
Сластенин: становление и развитие . не имеет четких возрастных границ, т. к. зависит от псих-пед. и соц. условий индивидуального бытия человека.
Субъектную позицию студента можно определить как личностное и проф. саморазвитие. Эту позицию можно представить, как системное отношение внутренних психических элементов, которые позволили гармонично осуществлять взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.
Важное условие развития личности: соответствие, согласованность, совпадение внешних пед. воздействий с его внутриличностным потенциалом, внутренними условиями. Система пед. требования должна инициировать способности учащихся в поиске путей жизненно-проф-личностного роста.
Субъектная позиция студента - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. В структуре следующие блоки:
мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный.
Сравнили студентов-педагогов и студентов-непедагогов:
субъектность, как качество личности, в равной степени выражена у обеих слабо, субъектность определяет высшую степень жизнетворчества студента независимо от профессии, общее для них - мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивный блоки. нбх-о системное изменение всех звеньев образовательного процесса высшей школы с целью усиления субъектных потенциалов будущего специалиста.
Моделирование становления личности студента пед.
ВУЗов.
Общее основание проектируемого образовательного процесса - уровневые сущностные характеристики и ориентации на развитие субъектности учащихся.
Проф. среда, соответствующе организованный процесс обучения становятся внешними регуляторами по отношению к каждому студенту.
Возможность стать субъектом образовательной и проф. Д происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов во внутренние. Эффективность зависит от адекватности внешних регуляторов внутренним позициям субъектности студента.
Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:
1) нулевая (объектная) стадия,
формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания,
проф. интерпретация жизненных обстоятельств;
2) объектно-субъектная стадия,
овладение основами субъектного жизнетворчества, методология субъектного обучения, его основного понятия, субъектная позиция, ее содержание и структура, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной Д, усиливается работоспособность в личностной и проф. самореализации;
3) субъектно-объектная стадия,
готовность к самостоятельному решению задач, формирование проектной культуры, преобразующие отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка проф. Д;
4) субъектный этап,
практическая реализация индивидуальных программ личностно-проф. саморазвития, осущ-ся нбх-ая коррекция самоанализа учебно-проф. и жизненных достижении, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании. Вторичное усиление роли псих-пед. дисциплин, повышение их статусного значения с личностных и проф. позиций.
Доформировывается и развертывается субъектная позиция как система взглядов и установок по отношению к собственному жизненному и проф. пути. Резюме:
1) применение синергетической парадигмы к изучению процессуальных форм субъектной позиции позволило определить ее как позицию личностного и профессионального саморазвития, как системное отличие внутренних психических элементов, которое позволило человеку осуще-ть взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.
Субъектная позиция - соответствие его целей, мотивов, способов действий пед. требованиям и выход за пределы нормативной действительности.
2) Субъектная позиция - сложная целостная система, которая включает компоненты и способы взаимодействия между элементами. Структура: