Использование ролевых игр на уроке немецкого языка в средней школе
Oleg: Natűrlich. Hier ist eine Ansichtskarte. Gefällt sie dir?
Roman: Und ob! Sag mal, schreibt dir Moritz deutsch oder russisch?
Oleg: Deutsch. Aber ich verstehe.
И еще такой вид ролевой игры – «Друг потерялся». Представьте, что вы в Германии в туристической поездке. Ваш друг потерялся. К вам подходит полицейский (Polizist) и просит описать внешность. Сделайте это!
Polizist: Guten Tag!
Roman: Guten Tag!
Polizist: Was ist los? Warum bist du so traurig?
Roman: Mein Freund isr weg!
Polizist: Wie heiβt dein Freund?
Roman: Er heiβt Andrej.
Polizist: Wie alt ist er?
Roman: Er ist 12 Jahre alt.
Polizist: Beschreibe ihn bitte!
Roman: Mein Freund ist klein. Sein Haar ist dunke! Seine Augen sind grau.
Polizist: Was trägt er?
Roman: Mein Freund trägt einen hellen Pullover und dunkle Hose. Er hat schwarze Schune.
Polizist: Moment mal. (отходит в сторону, ищет друга, обнаружив по описанию, говорит: Junge, Komm doch mal her!) Ist das dein Freund?
Roman: Ja, danke, danke.
Следующая игра «На улице», в которой принимают участие полицейский и ученик.
Polizist (свистит): Warte mal, Junge?
Ученик: Ja, bitte?
Polizist: Du darfst hier nicht űber die Straβe gehen!
Ученик: Warum?
Polizist: So eine Frage! Hier ist kein Űbergang!
Ученик: Entschuldigen Sie bitte! Ich habe das űbersehen.
Polizist: Das darf man nicht űbersehen.
Ученик: Gut. Ich habe verstanclen. Darf ich gehen? Ich komme sonst zu spat zur Schule.
Polizist: Geh! Aber sei vorsichtig!
Ученик: Gut. Danke.
В каждом классе встречаются темы, в которых мы говорим о спорте. На более продвинутом этапе обучения использую следующую ситуацию для ролевой игры: «Ребята, вы умеете делать сообщения, беседовать по данной тематике, но достаточно ли этого для беседы с иностранцем? Представьте, я из Бонна. Как вы вступите со мной в разговор? Сумеете ли вы меня разговорить?
Даю образец, как начат разговор:
– Entschuldigen Sie bitte. Ich heiβt Oleg. Ich lerne Deutsch und interessiere mich fur Sport. Ich habe ein paar Fragen.
Затем учащиеся в парах отрабатывают начало диалога, затем для продолжения беседы предлагаю несколько вопросов, которые записываю на доске:
– Interessieren Sie sich fűr Sport?
– Trainieren Sie regelmäβig?
– Welche Sportarten treiben Sie? и т.д.
На дом ученики получают такое задание: на следующий урок к нам придет знаменитый немецкий спортсмен. Подготовьте для него вопросы, запишите их в тетради и выучите. Как только у ребят появляются определенные навыки в формировании вопросов, игра варьируется.
При прохождении темы «Мы ждем гостей из Германии» предлагается следующая ситуация. Тебя пригласили на вечер встречи с зарубежными сверстниками, познакомься с одним из них и попроси адрес для переписки:
O: Guten Tag! Ich heiβe Oleg. Ich lebe in dieser Stadt. Ich gehe in die 7. Klasse Und wie heiβt du?