Использование ролевых игр на уроке немецкого языка в средней школе
г) Liebe Kinder! Ich habe heute Geburtstag! Kommt zu mir. Eure Katrin.
Дети берут конверты, прочитывают ситуацию и сразу начинают готовиться. Затем ребята все одновременно заканчивают подготовку к ролевой игре и получают следующее задание: внимательно слушать ответы товарищей, фиксировать на листочках их ошибки. После этого дети выходят на середину класса и проводят ролевую игру.
Wir gehen zum Geburtstag
A: Ljuda, bist du fertig?
1) Wir gehen heute zum Geburtstag.
B: Ja, ich bin fertig, aber ich habe kein Gescheuk fűr Katrin.
A: Ich habe ein Buch. Und du kaufst eine Tafel Schokolade und Blumen. Die Blumen gefallen ich sehr.
B: Gut, schnell, geben wir!
2) Katrin wartet auf ihre Gäste. Ljuda und Sascha kommen zuerst.
Ljuda: Katrin, guten Tag! Ich gratuliere dir zum Geburtstag.
Sascha: Ich gratuliere dir herzlich.Alles Gute!
Katrin: Oh, vielen Dank fűr eure Gescheuke. Und die Blumen sind sehr schőn. Jetzt wollen wir Kuchen essen.
В зависимости от роли дети меняют интонацию и тембр голоса, свободно двигаются по классу. После выступления каждой группы учащиеся исправляют ошибки товарищей: «Lena, wiederhole bitte den Satz!»
При подготовке к игре необходимо подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто играть. Более того, мы учимся вести себя в различных жизненных ситуациях. Для проведения ролевой игры, такой как «Посещение выздоравливающего товарища», необходимо запомнить следующие правила:
1. Придя в чей-то дом, вы должны прежде всего постучать (позвонить) и спросить разрешения войти: Darf man hereinkommen?
2. Если кто-то пришел к вам, пригласите гостя сесть.
3. Если кто-либо интересуется вашими делами, здоровьем, поблагодарите его и ответьте.
Oleg (стучит): Darf ich hereinkommen?
Roman: Oleg, bitte, bitte!
Oleg: Guten Tag!
Roman: Guten Tag! Nim bitte Platz!
Oleg: Danke. Wie geht es dir?
Roman: Danke. Es geht mir schon besser. Was gibt es Neues, Interessantes in der Schule?
Oleg: Nichts. Und wann kommst du wieder zur Schule?
Roman: Morgen. Wieviel Stunden haben wir morgen?
Oleg: So eine Frage! 5, Natűrlich.
Roman: Was haben wir morgen?
Oleg: Mathematik, Russisch, Geschichte, Deutsch und Turnen.
Roman: Das ist aber schőn. Ich have Deutsch gern.
Oleg: Nun schreibe die Hausaufgabe auf. Hast du Fragen?
Roman: Keine Fragen. Danke.
Oleg: Bitte.
Следующая ситуация обыгрывается с помощью ролевой игры. Ваш одноклассник принес письмо из Ганновера. К письму прилагаются открытки с видами города. Удивитесь. Поинтересуйтесь от кого пришло письмо. Спросите, пишет ли друг по-русски или по-немецки, рассказывает ли он о своем городе.
Oleg: Guten Tag, Roman!
Roman: Guten Tag, Oleg! Was gibt es Neues, Interessantes?
Oleg: Ich habe einen Brief aus Deutschland bekommen.
Roman: Was du nicht sagst! Von wem?
Oleg: Von meinem Freund Moritz.
Roman: O, das ist interessant. Ereählt er über seine Heimatstadt?