Сурдопедагогика об особенностях и возможностях овладения грамматическим строем языка слабослышащими детьми. Пути практического овладения грамматическим строем языка.
На втором этапе происходит систематизация основных грамматических закономерностей, в ходе которой учащиеся начинают осваивать соответствующие грамматические обобщения, на основе которых дается характеристика частей речи.
Практическое овладение грамматическими закономерностями слабослышащими учащимися происходит в условиях комплексной работы, где понимание основных грамматических закономерностей отрабатывается на уроках развития речи, а систематизация и введение их в активную речь учащихся осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя языка. Благодаря тому, что на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя учитель обращается к одним и тем же грамматическим закономерностям и конструкциям, обеспечивается их постоянное использование в речевом обиходе учащихся.
Практическая направленность системы специального обучения языку предполагает широкое использование разнообразных грамматических упражнений, обеспечивающих автоматизацию речевых навыков.
Такая система упражнений, разработанная К.Г.Коровиным, широко используется в современной методике школы слабослышащих. К.Г.Коровин выделяет несколько типов упражнений в зависимости от объема образуемой структуры и использования и развития различных умственных действий. Определяя тип упражнения, К.Г.Коровин подчеркивает необходимость соблюдения принципа сравнения и противопоставления (контрастности) между сходными или отличающимися языковыми фактами: "упражнения на основе использования принципа противопоставления должны помочь овладению грамматическими закономерностями." (11, с.58).
Таким образом, в начале работы по формированию грамматического строя языка К.Г.Коровин предлагает упражнения, позволяющие образовывать структуру на семантической основе: составление предложений по картинкам (по вопросу и данному слову) и составление предложений из данных слов (на уровне смыслового комбинирования). С 1 по 3 классы происходит постепенное усложнение этих упражнений.
Для образования у учащихся устойчивых связей между словами К.Г.Коровин использует упражнения на образование грамматической формы по контексту. Этот тип упражнений может варьироваться:
- дополнение предложения данными словами,
- дописывание окончания у контрольных слов,
- самостоятельное дополнение предложения.
Вышеприведенные типы упражнений К.Г.Коровин рассматривает как пропедевтическую основу для овладения структурой предложения и способами его грамматического оформления. В связи с этим выделяется следующий тип упражнений - составление предложений.
В начальных классах этот тип упражнений ориентирован как на наглядное, так и на словесное подкрепление. Исходя из этого, К.Г.Коровин выделяет несколько вариантов:
- составление предложения на наглядной и словесной основе,
- составление предложение на словесной основе,
- составление предложений по данному слову без вопроса,
- составление предложений по вопросной схеме,
- составление предложений на наглядной основе.
К числу упражнений конструктивного характера К.Г.Коровин относит и упражнения на образование словосочетаний:
- образование словосочетаний из данных слов,
- образование словосочетаний по данному слову и вопросу,
- самостоятельное образование словосочетаний.
Кроме приведенных типов упражнений, К.Г.Коровин рекомендует включать в практическую работу учащихся ряд заданий на выделение и определение грамматической формы и грамматических категорий. Выполнение этих заданий способствует также уточнению изученных грамматических понятий. Задания включаются в упражнения всех типов в виде вопросов:
- определение и выделение грамматической формы по вопросам к словам, вставленным в предложения,
- определение и выделение грамматической формы по вопросам к дополненным предложениям или к предложениям, составленным по картинке,
- определение грамматической формы по вопросам или словосочетаниям, выделенным в контексте или в отдельных предложениях,
- выделение и определение грамматической формы из словосочетаний, предложений или контекста по данному вопросу.