Сурдопедагогика об особенностях и возможностях овладения грамматическим строем языка слабослышащими детьми. Пути практического овладения грамматическим строем языка.

3-я группа - упражнения, предполагающие образование грамматической формы по аналогии (дополнение таблиц).

4-я группа - упражнения на "образование грамматической формы по контексту" (К.Г.Коровин). Наиболее широко используются три основных варианта упражнений этой группы:

- дописывание окончаний у контрольных слов в предложениях;

- дополнение предложений данными словами;

- самостоятельное дополнение предложений.

5-я группа - упражнения на конструирование словосочетаний. В школьных учебниках предлагается много видов таких упражнений, но чаще всего встречаются два вида:

- составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову;

- самостоятельное дополнение словосочетаний по вопросам.

6-я группа - упражнение на конструирование предложений. В этой группе выделяют несколько подгрупп (по использованию наглядной и словесной основ):

- составление предложений на комбинированной основе (по картинке и вопросной схеме, предложения по картинке и деформированному тексту, по картинке и вопросу к ней и т.п.);

- составление предложений только на словесной основе (изданных слов, по опорным словам, по контексту, по вопросу с данным словосочетанием и т.п.);

- составление предложений только на наглядной основе (по картинке, по серии картин). Эта подгруппа упражнений используется на уроках закрепления реже, чем другие подгруппы.

7-я группа - упражнения на дополнение и конструирование связных текстов с использованием грамматического материала. Эти упражнения обычно используются на уроках повторения и контроля.

Кроме знания грамматического материала, при выполнении этой группы упражнений от детей требуется осмысление содержания незнакомого текста. Поэтому эти упражнения представляют собой значительную трудность для детей.

Обычно на одном уроке не используются все группы упражнений. Отбор упражнений для каждого конкретного урока производит учитель в соответствии с дидактическими и методическими требованию к проведению тренировочных упражнений и в соответствии с задачами урока.

Речевой материал для тренировочных упражнений основывается на словаре, освоенном детьми на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом и обуславливается темой и задачами данного урока.

Перейти на страницу: 1 2 3 4