Сурдопедагогика об особенностях и возможностях овладения грамматическим строем языка слабослышащими детьми. Пути практического овладения грамматическим строем языка.
Система грамматических упражнений и заданий к ним составляют сущность практической работы, осуществляемой на специфических уроках формирования грамматического строя речи.
Поэтому следующей важной для нас проблемой является выяснение видов уроков по формированию грамматического строя речи.
Овладение слабослышащими учащимися системой грамматических понятий, предусмотренных программой, происходит параллельно на уроках развития речи и на уроках формирования грамматического строя речи.
Уроки развития речи выполняют пропедевтическую функцию по отношению к урокам формирования грамматического строя: дети учатся распознавать грамматические значения и формы их выражения, усваивают ряд лексико-грамматических категорий слов (существительное, глагол и т.д.).
На уроках формирования грамматического строя речи в ходе организованных наблюдений за специально подобранным языковым материалом у учащихся закрепляются практические навыки оперирования грамматическими закономерностями, происходит формирование элементарных грамматических обобщений. На этих уроках учащиеся практически осваивают способы словосочетаемости и конструирования предложений.
В современной методике школы слабослышащих выделяют три типа уроков формирования грамматического строя языка:
- уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения);
- уроки закрепления практических грамматических умений и навыков;
- уроки повторения и контроля усвоения практических умений и навыков.
Поскольку совершенствование практического овладения грамматическими умениями и навыками происходит преимущественно на уроках закрепления, мы подробно остановимся на методике проведения уроков этого типа.
Основное содержание уроков закрепления составляют тренировочные упражнения, позволяющие на практике закрепить теоретические знания учащихся, получаемые на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом.
На каждом конкретном уроке учащимся предлагается определённая система тренировочных упражнений, соответствующая задачам, решаемым на данном уроке. Система упражнений включает в себя систему заданий внутри каждого вида упражнений, например:
"Вставь слова, измени окончания. Поставь вопросы к этим словам и к глаголам" 3 класс;
"Составь два предложения из данных слов. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? что сделала? что будет делать?
" 2 класс.
При подборе видов упражнений и вариантов заданий к ним необходимо соблюдать их последовательное усложнение как внутри урока, так и во всей системе уроков закрепления в течение учебного года.
Другим требованием к подбору упражнений является учёт индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего и речевого развития.
Используемые на крове виды упражнений и заданий также должны соответствовать грамматическому содержанию темы урока и обеспечивать автоматизацию речевых навыков учащихся.
Правильный подбор тренировочных упражнений позволяет решать на уроках закрепления ряд задач развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать и устанавливать различия грамматических форм и категорий, конкретизировать в практической деятельности грамматические закономерности, делать обобщающие выводы.
Использование на уроках закрепления системы тренировочных упражнений создаёт условия для параллельного решения двух задач:
- образование грамматической структуры (формы слов, словосочетаний, предложений);
- анализ грамматической структуры (по содержанию и грамматическим показателям).
В современной методике школы слабослышащих Е.Е.Вишневская выделяет семь групп тренировочных упражнений, шесть из которых наиболее широко используются на уроках закрепления. Рассмотрим эти упражнения.
Группы упражнений:
1-я группа - упражнения на смысловое комбинирование. Их цель - проверка понимания учащимися грамматических закономерностей и конструкций.
2-я группа - упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (постановка вопросов к членам предложения и словосочетания, выписывание слов из словосочетаний и предложений по вопросу или словесной схеме и т.п.). В 3, 4 и 5 классах в эту группу упражнений включается определение рода, числа и падежа существительных и прилагательных, времени глагола.