Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.
Для исследования умения определять число имени существительного мы предложили детям три задания.
С учащимися каждого класса мы провели игру "Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных (лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т.д.). Количество игрушек колебалось от одной до пяти. В атрибуты входили также карточки с названиями животных с выделенными окончаниями:
лиса |
лисы |
и |
ы |
и карточки только с окончаниями множественного числа:
Сначала детям предлагалось назвать животных с опорой на карточку (показывался один предмет и группа однородных предметов). Внимание детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества предметов. Во 2 классе дети оперировали понятиями "один" и "много", в 3 классе дети использовали терминологию "единственное число" и "множественное число".
Затем выборочно нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку. "Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями множественного числа.
Во втором задании мы дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или "один" - во 2 классе, в 3 классе дети определяли число выписанных имен существительных и изменяли его.
ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:
"Волк, лиса, заяц, медведь - дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы, собаки, кошки - это домашние животные. Они живут рядом с человеком."
В третьем задании детям предлагался текст, в котором детям требовалось дописать окончания слов, опираясь на контекст.
Результаты анализа полученных ответов представлены в таблице №4.
Таблица 4
: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися
№ | Задания | ||||||
п/п | Характер выполнения задания | называние игрушек | изменение окончаний | дописывание окончаний | |||
2 кл | 3 кл | 2кл | 3кл | 2кл | 3кл | ||
1 |
Правильно определили число существительных и обосновали свой выбор |
20% |
50% |
30% |
50% |
20% |
60% |
2 |
Правильно определили число существительных, но не обосновали свой ответ. |
60% |
40% |
40% |
40% |
50% |
30% |
3 |
Не определили число существительных |
20% |
10% |
30% |
10% |
30% |
10% |