Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.

Для исследования умения определять число имени существительного мы предложили детям три задания.

С учащимися каждого класса мы провели игру "Зоопарк", атрибутами которой были мелкие и крупные фигурки животных (лиса, заяц, медведь, тигр, жираф и т.д.). Количество игрушек колебалось от одной до пяти. В атрибуты входили также карточки с названиями животных с выделенными окончаниями:

лиса

лисы

и

ы

и карточки только с окончаниями множественного числа:

Сначала детям предлагалось назвать животных с опорой на карточку (показывался один предмет и группа однородных предметов). Внимание детей обращалось на изменение окончания слова при изменении количества предметов. Во 2 классе дети оперировали понятиями "один" и "много", в 3 классе дети использовали терминологию "единственное число" и "множественное число".

Затем выборочно нескольким детям мы предложили провести экскурсию по зоопарку. "Экскурсоводу" нужно было назвать всех представленных животных без опоры на табличку. Более слабые дети могли использовать карточки с окончаниями множественного числа.

Во втором задании мы дали детям короткий текст, из которого им нужно было выписать подчеркнутые слова и изменить их число так, чтобы стало "много" или "один" - во 2 классе, в 3 классе дети определяли число выписанных имен существительных и изменяли его.

ОБРАЗЕЦ ТЕКСТА:

"Волк, лиса, заяц, медведь - дикие животные. Они живут в лесу. Коровы, козы, собаки, кошки - это домашние животные. Они живут рядом с человеком."

В третьем задании детям предлагался текст, в котором детям требовалось дописать окончания слов, опираясь на контекст.

Результаты анализа полученных ответов представлены в таблице №4.

Таблица 4

: Определение числа имен существительных слабослышащими учащимися

Задания

п/п

Характер выполнения задания

называние игрушек

изменение окончаний

дописывание окончаний

2 кл

3 кл

2кл

3кл

2кл

3кл

1

Правильно определили число существительных и обосновали свой выбор

20%

50%

30%

50%

20%

60%

2

Правильно определили число существительных, но не обосновали свой ответ.

60%

40%

40%

40%

50%

30%

3

Не определили число существительных

20%

10%

30%

10%

30%

10%

Перейти на страницу: 1 2 3