Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.
Как видно из таблицы, с первым заданием большинство детей справилось хорошо и затруднения возникали только при обосновании их ответов.
При проведении второго задания, когда мы спросили учащихся 2 класса, почему они изменили окончания слов, только двое смогли объяснить, что "волк" - один, окончания нет (нулевое), а "волки" - много, окончание И. Остальные дети не смогли дать логичного ответа, хотя задание было выполнено правильно у 40% учащихся.
В 3 классе половина детей сумела дать связное объяснение зависимости окончания имени существительного от его числа. Объяснения других детей звучали неуверенно и были грамматически неграмотны.
В третьем задании работу выполнили правильно 70% учащихся 2 класса, но только 20% смогли обосновать свой выбор. Трое учащихся с заданием не справились.
В 3 классе задание выполнило большинство учащихся. Они дали определение числа ("один, мало - единственное число, много - множественное число") и объяснили изменение окончания имени существительного в зависимости от его числа.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что ошибки, возникающие у детей, являются следствием ряда причин, таких как:
- недостаточная сформированность навыка,
- забывание усвоенных знаний из-за малой практики речевого общения,
- недостаточное развитие словесно-логического мышления, что затрудняет объяснение детьми выполненных ими действий.
Другой значимой для нашего исследования характеристикой умений детей было определение учащимися рода имен существительных.
Принадлежность имени существительного к тому или иному роду определяется особенностями основы и окончания слова и проявляется синтаксически в определенной форме прилагательного или глагола, в определенных отношениях сочетающихся с данными существительными.
Изучение того, как слабослышащие учащиеся начальных классов различают морфологические признаки рода имени существительного и пользуются ими, входит в содержание нашего исследования.
Проводимая работа строилась на материале, соответствующем уровню развития детей. В своих заданиях мы исходили из уже полученных детьми сведений о родовых окончаниях имен существительных.
Исследование включало в себя два задания.
В первом задании учащимся было предложено распределить данные имена существительные по родам. Во 2 классе род существительных был условно изображен на карточках на доске. В 3 классе не доске были прикреплены карточки с общепринятым обозначением рода имени существительного:
2 класс:
он |
она |
оно |
3 класс:
СР.Р. |
М.Р. |
Ж.Р. |