Характеристика умений определять число и род имен существительных слабослышащими учащимися 2 и 3 классов.
Детям нужно было из 15-ти слов выбрать и распределить в три столбика имена существительные мужского, женского и среднего рода, объяснить, почему они выбрали это слово и подчеркнуть окончание.
Во втором задании детям был предложен текст "Весна". Учащимся нужно было самостоятельно дополнить предложение именем существительным определенного рода и подходящим по контексту. Учащимся 2 класса в конце предложения вместо слова требовалось нарисовать картинку. Учащимися 3 класса было нужно написать слово и определить род .
ТЕКСТ: Весна.
Ярко светит . . На лесной полянке растаял . . Появилась первая зеленая .
Результаты анализа работ учащихся представлены в таблице №5.
Таблица 5:
Определение рода имен существительных слабослышащими учащимися.
№ | Задания | ||||
п/п | Характеристика выполнения задания | Игра "определи род" | Определение рода существительных по контексту | ||
2 кл | 3кл | 2кл | 3кл | ||
1 |
Правильно определили род существительных и обосновали свой ответ |
30% |
70% |
20% |
50% |
2 |
Правильно определили род существительных но не обосновали свой ответ |
50% |
20% |
50% |
40% |
3 |
Не определили род имён существительных |
20% |
20% |
30% |
40% |
С первым заданием большинство учащихся 2 и 3 классов справилось без каких-либо затруднений, но только 30% учащихся связно и логично обосновали свой ответ. Другие дети старались объяснить свои действия, но их объяснения были несвязными и грамматически не оформленными.
При выполнении второго задания дети показали неплохое знание изученного материала, однако при объяснении выполненных действий у них возникали затруднения.
Анализ работ, выполненных учащимися 2 и 3 классов, позволил определить не только характерные особенности грамматического строя их речи, но и дать характеристику их умений и навыков в согласовании имен прилагательных с именами существительными, и в определении рода и числа имен существительных.
Для дальнейшего формирования и закрепления у детей обобщенных представлений об именах существительных и прилагательных как частях речи необходимо проведение определенной практической работы в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи (на уроках закрепления изученного материала).
В главе 3 нами будет рассмотрен опыт работы по практическому формированию навыка построения предложений по 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.