Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
Нами было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:
1. Теоретическое исследование.
2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся 10-х филологического и математического классов педагогического лицея при ОПУ №1 – лица женского пола.
3. Исследование ценностных ориентаций у учащихся групп 3 – 102 Омского колледжа транспортного строительства – лица женского пола.
В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:
1. Метод наблюдения.
2. Метод анкетирования «Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения» (см. приложение).
Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма.
Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений – 19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.
К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, - это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками, - это 3, 10, 17 высказывания. Суждения, которые вошли в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее) – это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ «Я» - это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И, наконец, в пятый блок – высказывания, связанные с возможностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности – это 7, 14, 18, 19 суждения.
Каждое высказывание необходимо оценивать с учетом трех параметров:
I. Насколько активно вы добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности.
II. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении.
III. Насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говориться в суждении.
Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1, представленные в таблице 1. Данное исследование было проведено в январе-феврале 2000-го года.
Таблица 1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1 | |||||
Реальность |
Мечты |
Необходимость | |||
10 мат. |
10 фил. |
10 мат. |
10 фил. |
10 мат. |
10 фил. |
1. Любимый человек |
1. Любимый человек |
1. Хорошее взаимопонимание с друзьями |
1. Верный, надежный, преданный друг |
1. Любимая и интересная работа |
1. Верный, надежный, преданный друг |
2. Верный, надежный, преданный друг |
2. Хорошее взаимопонимание с друзьями |
2. Верный, надежный, преданный друг |
2. Сделать для себя настоящего человека |
2. Сделать для себя настоящего человека |
2. Хорошее взаимоотношение с друзьями |
3. Сделать для себя настоящего человека |
3. Авторитет и уважение товарищей |
3. Любимый человек |
3. Любимая и интересная работа |
3. Целеустремленные, волевой человек |
3. Любимый человек |
Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали 1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни.