Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
Таблица 3
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек | |||
Реальность | Мечты | Необходимость | |
Мальчики | Мальчики | Мальчики | |
1 |
Сделать из себя настоящего человека |
Любимая и интересная робота |
Любимая и интересная робота |
2 |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 |
Любимая и интересная робота |
Сделать из себя настоящего человека |
Иметь средства для развлечения |
Девочки | Девочки | Девочки | |
1 |
Любимый человек |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
2 |
Авторитет и уважение товарищей |
Любимый человек |
Любимая и интересная робота |
3 |
Сделать из себя настоящего человека |
Сделать из себя настоящего человека |
Авторитет и уважение товарищей |
В реальности у мальчиков на первом месте ценность «Сделать из себя настоящего человека», у девочек же на первом месте – «Любимый человек»; на втором месте у юношей – «Верный, надежный и преданный друг», тогда как у девочек – это «Авторитет и уважение товарищей». Третье место у юношей занимает ценность «Любимая и интересная робота», а у девушек – ценность «Сделать из себя настоящего человека».
В мечтах у юношей выходит на первое место ценность «Любимая и интересная робота», хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей по-прежнему остается «Верный, надежный и преданный друг». У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе место девушки отдали «Любимому человеку». На третьем месте у девушек и у юношей расположилась ценность «Сделать из себя настоящего человека». Ценности, выбранные и юношами и девушками носят похожий характер, однако места занимают разные.
Существенные изменения в предпочитаемых ценностях мы можем проследить в графе «Необходимо для будущей жизни».
Юноши неизменно ставят на первое место «Любимую и интересную работу», а девушки – ценность остается «Верный, надежный и преданный друг». «Любимая и интересная робота» занимает у девушек второе место. Юноши же на второе место ставят «Дело, которое будет самым важным в жизни». И, наконец, на третьем месте «Иметь средства для развлечения» - у юношей и «Авторитет и уважение товарищей» - у девушек.
Анализируя и сравнивая ценности в графах «Реальность» и «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно изменяются. То, что есть сейчас, в реальности не соответствует или частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.
Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: «Любимая и интересная работа», «Сделать из себя настоящего человека», «Верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.
В нашей работе мы использовали типы ценностей, которые были выделены Н.А. Кириловой в работе «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников». Это:
1. ценности индивидуального взаимопонимания;
2. ценности индивидуальной самореализации;
3. общечеловеческие ценности личного счастья;
4. ценности социальной успешности.
Ценности, представленные в анкете, которая была использована нами были распределены в вышеуказанных 4-х типах ценностей с помощью экспертного оценивания. В качестве экспертов выступала студенческая группа, получающая психологическое образование, в количестве 33-х человек.