Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов.
В реальности девушки как математического так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».
Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.
Во второй графе, названной «мечты» на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.
И, наконец, третья графа «Необходимо для будущей жизни». Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят «Любимая и интересная работа», тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют «Верный, надежный, преданный друг». На втором месте у филологического класса – ценность «Сделать из себя настоящего человека». Математический класс на второе место поставил «Хорошие взаимоотношения с друзьями». И, наконец, на третьем месте ценность «Целеустремленный, волевой человек» - у 10-го математического класса, и «Любимый человек» у 10-го филологического класса.
Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.
Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства. Данное исследование было проведено в декабре 2001 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства | |||
Реальность | Мечты | Необходимость | |
1 |
Сделать из себя настоящего человека |
Любимая и интересная робота |
Любимая и интересная робота |
2 |
Верный, надежный и преданный друг |
Верный, надежный и преданный друг |
Дело, которое будет самым важным в жизни |
3 |
Любимая и интересная робота |
Сделать из себя настоящего человека |
Иметь средства для развлечения |
В реальности юноши на первое место ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная робота». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе
В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная робота», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.
И, наконец, в графе «Необходимо для будущей жизни», на первом месте - «Любимая и интересная робота», на втором месте «Дело, которое будет самым важным в жизни», на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: «Иметь средства для развлечения».
А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью в 10-м математическом, были суммированы с баллами, полученными ценностями в 10-м филологическом. Результаты были представлены в сравнительной таблице 3, которую мы сейчас рассмотрим.