Предложения по реформированию образования.
Отвечая на этот пункт, включенный в перечень предложенных Соросовским учителям вопросов, учителя отмечают сложное, почти катастрофическое положение, складывающееся в государственном школьном образовании.
С.Н. Анчугова, (учительница математики школы № 817): -“Школьное образование на сегодняшний день находится в ужасном состоянии. Лучшие учителя влачат нищенское существование и уходят из школы, а молодежь в школу не идет”.
Е.Л. Мещерский, учитель физики лицея -Вторая школа, обладатель четырех грантов: -“Главная беда преподавателей школ: чрезмерная нагрузка (следствие чрезвычайно низкой зарплаты), отсутствие общения с коллегами. Большая нагрузка приводит к потере квалификации”.
А.А. Чеботарев, учитель физики гимназии № 1567, обладатель четырех грантов: -“Радикальная реформа образования России не нужна — после каждой такой реформы уровень образования понижается”.
Ю.И. Сударкин, учитель физики школы № 1212, обладатель двух грантов: -“Изменение пропорций в числе уроков по предметам естественного и гуманитарного циклов с явным преимуществом в пользу последнего не позволяет сохранить даже прежний уровень подготовки учащихся. Доминирует нагрузка на память, уменьшается доля нагрузки, развивающей логическое мышление. Не могу найти разумного объяснения сокращению доли предметов естественного цикла в системе образования России. Это же базис образования, основа экономического роста! Отрицательный результат происходящих изменений уже заметен сейчас. Нужно радикально изменить отношение государства к труду интеллектуальному, созидательному, производительному”.
С.В. Мысик, учитель физики школы № 491: -“В системе российского образования необходимо смещение ориентации с формирования «человека знающего» на «человека творчески мыслящего», способного решать проблемы в динамически изменяющемся мире. Должна быть предусмотрена разработка и внедрение диалоговых методик обучения и методик самообразования и самовоспитания”.
Российские
дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
В соответствии с типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений:
- детский сад;
- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 10-15 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями, ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболеваемость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения побудила правительство ввести так называемое «оплачиваемое материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Однако надежды на то, что в условиях семьи дети в первые годы жизни будут развиваться лучше, чем в дошкольном учреждении, полностью не оправдались. Анализ показателей развития детей раннего возраста, воспитывающихся в семье, свидетельствует, что половина из них имеет отклонения в физическом здоровье, задержки развития. Это объясняется неудовлетворительным уходом за маленькими детьми, низким уровнем педагогической культуры родителей, а иногда и их жестоким обращением с ребенком. Детям из подобных семей, а также