Предложения по реформированию образования.
В то же время если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой ключик» (Москва), «Детская школа» (Омск) и др.), основанных на принципах гуманизации и демократизации педагогического процесса, то средние и высшие педагогические учебные заведения, продолжают обучать студентов (факультеты дошкольного и начального школьного образования этому, т.е. практически изолированно друг от друга. Поэтому специалисты, окончившие факультет «Педагогика и психология начального школьного образования», совершенно не знают особенностей детей дошкольного возраста, и наоборот.
Не удивительно, что учителя, принимая детей в первый класс общеобразовательной школы, зачастую тестируют их по школьным предметам, оценивая уровень развития в зависимости от знания определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения психических и физических качеств личности (память, мышление, воображение, любознательность, воля и др.). Воспитатели же, в свою очередь, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем знаний, умений и навыков, механически «натаскивая» на школьную программу. Таким образом, и в детском саду задачи общего развития отходят на второй план, уступая место школьной подготовке. Нивелируется сама идея самоценности дошкольного детства и основных видов деятельности детей этого возраста.
Однако даже во вновь учреждениях типа «детский сад-школа», призванных осуществить преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой, эти две ступени образования часто просто располагаются в одном здании, но существуют автономно, так как проблемы коренного изменения организации работы образовательного учреждения и интеграции содержания педагогического процесса (единого «сквозного» содержания образования с дифференциацией воспитания и обучения детей на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка) не решаются.
Решить проблему преемственности, на мой взгляд, возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Поэтому, прежде всего необходимо пересмотреть и разработать:
• общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;
• общие принципы построения программ и методик;
• общие принципы отбора и подготовки кадров.
Думается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы.
В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между администрацией Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО «ГАЗ» был заключен договор об открытии на базе ДОУ № 117 учреждения нового типа — Детский центр-прогимназия.
Режим пребывания в прогимназии такой же, как и в детском саду (с 6.00 до 18.00). Дети получают четырехразовое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентированная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создающем уникальную возможность контактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первоклассники-шестилетки, как и дошкольники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специальные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом.
Оплата содержания детей в детском центре-прогимназии одинакова для дошкольных групп и классов (20 % себестоимости).
В течение дня в прогимназии с детьми работают воспитатели-гувернеры (в дошкольных группах — воспитатели), которые организуют режимные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивидуальную работу. Роль воспитателя (гувернера) как инициатора развивающего процесса очень важна: именно он является координатором всех педагогических воздействий на ребенка.
Благодаря переходу на гибкие графики работы (в соответствии с конкретными обязанностями в определенное время и в определенной группе-классе) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены!) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, компьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др., которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и «проживая» с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из дошкольных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адаптационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное образование и опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифференцированный подход к детям. Это касается и материала, и процесса общения вообще.