Предложения по реформированию образования.

Все уроки в прогимназии (как и занятия в Детском центре) в основ­ном проводятся подгруппами в спе­циально оборудованных помещениях. Например, одна подгруппа детей за­нимается английским языком в лингафонном кабинете, другая — ручным трудом и конструированием в мастер­ских, после чего подгруппы меняются местами.

В некоторых исследованиях приход в дошкольные образовательные уч­реждения нового типа «предметни­ков» трактуется как отрицательный момент из-за их «несоответствия» психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Безусловно, если бы воспи­татель или учитель мог объединить и «умственное, и нравственное разви­тие» (как мечтал К.Д. Ушинский), это было бы идеально! Но сегодня для этого необходимы не только глубокое знание педагогики и психо­логии детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и высокий уровень культуры педагога, владение новыми областями знаний и навыков (иностранным языком, компьютера­ми, валеологией и др.), без чего нельзя ввести ребенка в современный мир; необходимо также уметь общать­ся с ним с позиции не «над», а «вместе» и т. д. К сожалению, такие высококвалифицированные и разно­сторонние педагоги — большая ред­кость .

Поэтому именно на специалис­тов-предметников в учреждении, была возложена ответственная мис­сия — на основе имеющихся программ разработать последовательные («сквоз­ные») порциальные программы для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, объединив их затем в комплексную программу «Синяя птица», построенную на единых подхо­дах и принципах:

• непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содер­жит предпосылки для последующих новообразований (т.е. программный материал располагается в единой пос­ледовательности с учетом возрастаю­щей детской компетентности);

• интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целост­ную картину мира;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении про­блемных ситуаций, усвоении обоб­щенных способов действий;

• рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное воз­расту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных на­грузок);

• обеспечение психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;

• уважение личности ребенка, ори­ентация на его интересы, эмоцио­нальную и мотивационную сферу;

• сотрудничество между детьми и педагогами, предоставление детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с ин­дивидуальными способностями и ин­тересами;

• «выращивание» универсальных или «сквозных» способностей (рефлек­сия, коммуникативность, самооценка, умение разрешать проблемные и меж­личностные ситуации и др.).

Таким образом, работа с целостным преемственным содержанием предпо­лагает, с одной стороны, формирова­ние базиса личностной культуры на этапах дошкольного и начального школьного возраста, а с другой сторо­ны, «встраивание» этого содержания в обязательные требования государст­венных стандартов.

Еще рано говорить о результатах, но от­дельные выводы уже можно сделать:

1. Благодаря комплексному подходу и системе в работе по оздоровлению и физическому воспитанию дошкольников и младших школьников, обеспечивается сохран­ность их здоровья, не усугубляются хроничес­кие заболевания, не наблюдается ухудшение зрения, отмечается низкая заболеваемость (в среднем 408 на 1000 детей).

2. Выпускники прогимназии обладают высо­кой познавательной активностью, у них развита потребность в получении и поиске знаний.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - началь­ная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обу­чаются до 10-11 лет. В таком образовательном учрежде­нии обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализирован­ные учреждения, группы для детей с различными наруше­ниями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с за­держкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образо­вательная работа в которых поможет интеграции этих де­тей в общество.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8