Предложения по реформированию образования.

При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых «групп развития» и «групп подготовки к школе», которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единствен­ной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в «натаскивание» и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

В Департаменте общего и профессионального образования Тульской области и в отдельных территориях на основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических ус­ловиях разработаны планы измене­ния деятельности ДОУ в соответст­вии с потребностями населения в тех или иных услугах. Реализуются программы «Здоровье», «Дети Черно­быля». «Детский сад на селе».

Увеличилось число детских садов комбинированного типа: их теперь 171, и посещают их почти 25 тысяч детей. Кроме того, в области функ­ционирует 6 дошкольных гимназий, 24 комплекса «школа-детский сад», 3 школы-лаборатории, 5 центров образовательно-оздоровительного на­правления. Учреждениям нового типа. Начала развиваться сеть негосудар­ственных дошкольных учреждений. На базе детского сада № 104 Тулы работает «Материнская школа», в которой используются неординарные подходы к воспитанию у детей чувства любви к окружающему. Ана­логичные учреждения создаются в городах Алексине, Щекино. Детские сады № 46 и № 156 Тулы в основу своей деятельности положили кон­цепцию «Школа Толстого». Вот уже три года в Туле функционирует детский сад-школа «Возрождение», главная цель которого — развитие природных способностей детей с самого раннего возраста с использо­ванием традиций педагогических уче­ний прошлого.

Интересен опыт комплекса «школа-детский сад» № 144 Тулы, работающего по программе профес­сора Тарасова «Экология и диалекти­ка». В комплексе отрабатывается новая модель образовательного учреждения. Однако в настоящее время прихо­дится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непре­рывности педагогического процесса. Прежде всего это относится к разры­ву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период явля­ется наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фун­даментом для приобретения специаль­ных знаний и навыков.

В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими зве­ньями образования? В первую очередь, на мой взгляд, она состоит в том, что эти две ступени образования находят­ся в ведении разных типов воспита­тельно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и психологичес­кой наукой. Поэтому указанный раз­рыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, методов и форм организации педагогического процесса, хотя, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной про­грамме отходят на второй план, направляя педагогический процесс на «приведе­ние» возможностей детей к некой единой норме.

Ориентация на «сред­него» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уров­нем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены по­стоянно переживать неуспех, что отри­цательно сказывается на их эмоцио­нальном и психическом благополучии.

В то же время, если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золо­той ключик», Москва, «Детская школа», Омск и др.), основанных на принципах гуманизации отходят на второй план, направляя педагогический процесс на «приведе­ние» возможностей детей к некой единой норме.

Ориентация на «сред­него» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уров­нем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены по­стоянно переживать неуспех, что отри­цательно сказывается на их эмоцио­нальном и психическом благополучии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8