Предложения по реформированию образования.
При этом необходимо отметить появление в последнее время так называемых «групп развития» и «групп подготовки к школе», которые чаще всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития дошкольников. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании ребенком такого важнейшего периода своего развития, как дошкольное детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в свою очередь, превращает образовательный процесс в «натаскивание» и муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.
В Департаменте общего и профессионального образования Тульской области и в отдельных территориях на основе региональной и местных программ развития образования в новых социально-экономических условиях разработаны планы изменения деятельности ДОУ в соответствии с потребностями населения в тех или иных услугах. Реализуются программы «Здоровье», «Дети Чернобыля». «Детский сад на селе».
Увеличилось число детских садов комбинированного типа: их теперь 171, и посещают их почти 25 тысяч детей. Кроме того, в области функционирует 6 дошкольных гимназий, 24 комплекса «школа-детский сад», 3 школы-лаборатории, 5 центров образовательно-оздоровительного направления. Учреждениям нового типа. Начала развиваться сеть негосударственных дошкольных учреждений. На базе детского сада № 104 Тулы работает «Материнская школа», в которой используются неординарные подходы к воспитанию у детей чувства любви к окружающему. Аналогичные учреждения создаются в городах Алексине, Щекино. Детские сады № 46 и № 156 Тулы в основу своей деятельности положили концепцию «Школа Толстого». Вот уже три года в Туле функционирует детский сад-школа «Возрождение», главная цель которого — развитие природных способностей детей с самого раннего возраста с использованием традиций педагогических учений прошлого.
Интересен опыт комплекса «школа-детский сад» № 144 Тулы, работающего по программе профессора Тарасова «Экология и диалектика». В комплексе отрабатывается новая модель образовательного учреждения. Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Прежде всего это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя, по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков.
В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, на мой взгляд, она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и психологической наукой. Поэтому указанный разрыв имеет место уже на уровне программ воспитания и обучения в детском саду и школе, методов и форм организации педагогического процесса, хотя, в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе отходят на второй план, направляя педагогический процесс на «приведение» возможностей детей к некой единой норме.
Ориентация на «среднего» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уровнем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены постоянно переживать неуспех, что отрицательно сказывается на их эмоциональном и психическом благополучии.
В то же время, если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой ключик», Москва, «Детская школа», Омск и др.), основанных на принципах гуманизации отходят на второй план, направляя педагогический процесс на «приведение» возможностей детей к некой единой норме.
Ориентация на «среднего» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уровнем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены постоянно переживать неуспех, что отрицательно сказывается на их эмоциональном и психическом благополучии.