Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе школы.
Каждый по-разному начинает свое знакомство с историей. Для кого-то первоисточником становится школьный урок, для кого-то популярная и художественная литература, ну, а уж если очень повезет, то живые свидетели прошедших событий –люди. «…В имении деда жили три старика : повар, садовник и звонарь… Всех троих в 1912 году вывозили в Москву на празднование столетия Отечественной войны, наградили их бронзовыми медалями с надписью «Не нам, не нам, а имени твоему». Поскольку я в своем поколении был старшим, то первый к ним прилепился, они меня очень любили … Я сидел, уши растопырив, слушал их байки начиная с наполеоновских времен. Все это было ими пережито, весь девятнадцатый век, так что для меня это было как современность. История шла ко мне от людей, а не от книг…» Именно так знакомился с прошедшим Н. В. Тимофеев-Рессовский - главный герой повести Даниила Гранина «Зубр» (4).
Мы задались вопросом : «Как же современный школьник соприкасается с историей Отечества и своей семьи? Знает ли он свои родственные корни? Как сохраняется память о прошлом в современной семье?»
Исследование данной проблемы мы провели на эмпирическом уровне методом наблюдения, бесед и более всего –анкет-сочинений (первый подуровень), в которых шестиклассники изложили результаты опроса родителей. Затем на втором подуровне, анализируя собранные данные, мы получили некоторые эмпирические зависимости и факты. Результаты эмпирического познания оформляли посредством описания , стремясь выявить максимально объективную характеристику изучаемого явления. В результате проведенной работы было получено 75 анкет-сочинений, в которых дети увлеченно пересказывали узнанное от родителей. Страницы минувшего оживают перед нашим взором при знакомстве с творческими работами.
«Моя бабушка Мария стала сиротой в 14 лет. Два года она жила в няньках. В 16 лет моя бабушка начала зарабатывать хлеб своим трудом без родителей».
«Мой дедушка был простым крестьянином. Он воевал с японцами, у него есть ордена и медали».
«У прадедушки Ивана Александровича был большой уютный дом, который он построил перед женитьбой. Дедушка был довольно зажиточным крестьянином. Наемных рабочих не держал, шестеро детей помогали во всех работах. Прошло время. Пришли люди с винтовками и забрали почти всю скотину. Семья осталась практически без ничего. Образовался колхоз. С 1938 года мой прадед стал председателем колхоза».
«Моего прадедушку звали Петр Ефремович Коробейников. Он воевал в первую мировую войну 1913-1917 г. унтер-офицером. Во время гражданской войны служил в колчаковской армии. Потом был председателем колхоза».
« Уже в 11 лет мой дедушка работал на станке, изготавливал детали для танков и самолетов».
«Во время войны бабушка Аня работала швеей, шила военную форму для фронта. Ее наградили медалью за трудовые подвиги».
«Прадед Семен Матвеевич работал в колхозе бригадиром. В 1939 году его направили на курсы младших командиров в город Томск. После окончания их он был направлен на финскую войну. В этом же году он и погиб».
«Когда началась война, всех мужчин забрали на фронт, а бабушка Ефросинья Еремеевна осталась за председателя колхоза. Трудилась она до позднего вечера не покладая рук».