Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе школы.
Невозможно не отметить, что во многих работах дети с такой проникновенностью и эмоциональностью описывают эпизоды жизненных перипетий, что прямо ком подступает к горлу и слезы накатываются на глаза при чтении многих строк.
«Бабушка Мария была директором школы. Немцы разрешили ей учить в деревне советских детей, но она сразу наладила связь с партизанами. Она помогала спасать еврейские семьи, потому что в это время проводились массовые расстрелы евреев, которые жили рядом. Вскоре староста и полицай предали Марию и ее расстреляли. Немцы заставили ее выкопать себе могилу, в состоянии шока она пыталась бежать, но немцы застрелили ее, за волосы затащили в могилу, а потом засыпали».
«Однажды к бабушке в госпиталь поступил солдат с ранением в ключицу. Он перенес операцию, и через месяц его выписали. Но, увы, война не кончилась. Бедный солдат вновь поступил с тяжелым пулевым ранением в голову, пуля была извлечена, но через два дня солдат скончался. Не вернулся он с войны, не вернулся!».
«Мой дедушка был на войне, там он ослеп. И когда он вернулся домой, ему было трудно воспитывать детей».
«Дедушка защищал Родину, а бабушка с сестрой голодали. Зимой они ели снег, а летом траву».
Во всех анкетах-сочинениях хорошо видится уважительное отношение и проявляется чувство гордости за своих предков, которые пережили столь нелегкое время, вынесли много тяжких испытаний и смогли достойно и честно воспитать юное поколение.
«Я очень рада, что мои бабушка и дедушка живы и приносят пользу людям».
«Я очень люблю и горжусь своей бабушкой, ведь она была младше меня, когда пошла работать, а проучилась всего три года».
«Я очень горжусь своим прадедом и очень люблю слушать бабушку, когда она рассказывает о деде Павле».
«Я люблю своего дедушку, он часто рассказывает мне про свои военные годы».
«Мой прадедушка - участник войны с фашистами. Он погиб на войне, и меня назвали в память о нем Димой».
Радует тот факт, что в ряде случаев память о дедах и прадедах сохраняется не только в устных рассказах, но и является документально засвидетельствованной.
«Мой дедушка Степан был хорошим снайпером. Про него была заметка в газете».
«В Усть –Ишиме на доске без вести пропавших, возле Вечного огня есть имя моего дедушки».
«В семидесятые годы был снят документальный фильм о первых строителях Омского нефтезавода. В этом фильме рассказывалось и о моем дедушке Фирстове Иване Григорьевиче».
В ходе проведения исследования, как сообщалось ранее, было получено 75 анкет-сочинений. 33 работы были выполнены мальчиками и 42-девочками.
Анализируя эти сочинения, можно отметить, как неоднозначно учащиеся выбрали героев своих сочинений. Почти одинаковое количество работ посвящено бабушкам или прабабушкам: мальчики –18%, девочки 17%, но по другим категориям результаты очень отличны друг от друга. О своих дедах и прадедах пишут 45% мальчиков и только 14% девочек, а написать о бабушках и дедушках одновременно постарались 69% девочек и 36% мальчиков, видимо, здесь немалую роль сыграл тот фактор, что девочки стремились охватить и представить в своей работе всю семейную картину в целом, а мальчики, видимо, больше увлеклись героической и романтической стороной из жизни представителей мужской линии своих предков.