Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе школы.
Мы попытались отразить квалиметрические характеристики работ учащихся, пользуясь методикой Ю. Б. Татаринова, через систему показателей, определяющих качества их основных компонентов, к числу которых отнесли : 1) охват работой различных исторических событий; 2) подробность изложения содержания; 3) насыщенность исследуемого объекта эмоциями; 4) упоминаемая в работе степень родства; 5) уровень семейной памяти.
По трех – пятипозиционной шкале мы определили степень проявления интенсивности признака соответствующих компонентов.
1. Охват исторических событий:
-Великая Отечественная война: мальчики: (м)-79%, девочки (д)-78%,
-период первой мировой и гражданской войны: м-9%, д-14%
-коллективизация: м-0% , д-5%,
-строительство Омского нефтезавода: м-3%, д-7%,
-освоение целинных земель: м-3% д-5%,
2. Подробность излагаемого материала:
-очень подробно: м-6%, д-4%,
-подробно: м-9%, д-33%,
-не подробно, но и не кратко: м-45%, д-30%,
-кратко: м-12% , д-14%,
-очень кратко: м-27%, д-7%.
3. Эмоциональность описания:
-высокая: м-18%, д-31%,
-средняя: м-52%, д-52%,
-низкая: м-30%, д-17%.
4.Упоминаемая в работе степень родства:
-бабушки и дедушки: м-76%, д-64%,
-прабабушки и прадедушки: м-24%, д-36%,
-прапрародители: м-3%, д-2%.
5.Уровень семейной памяти:
-высокий: м-18%, д-28%,
-средний: м-61%, д-52%,
-низкий м-21%, д-19%.
Какие же выводы можно сделать из полученных данных? Анализируя охват исторических событий, важно отметить, что наиболее часто в работах учащихся встречается упоминание о Великой Отечественной войне (79 % и 78 % у мальчиков и девочек соответственно ), которое можно считать вполне закономерным явлением, так как это было самое крупномасштабное и трагическое событие ХХ столетия, тяжело навалившееся на каждую семью нашей страны. Трудно найти у нас хотя бы одну семью, которую не задела, не опалила бы своим огненным крылом эта война. Гибель родственников, ужасы окупации, потеря близких и их долгий поиск, не всегда венчавшийся успехом, труд малолетних детей, голод, лишения – какая из семей смогла избежать этого? А какая смогла бы об этом совершенно забыть?
Гораздо реже, что хорошо видно из приведенных данных, описываются более отдаленные во времени исторические события : первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, коллективизация; причем работы девочек уделяют этому периоду больше внимания. Размышляя над этим фактом, можно предположить, что в общественном сознании старшего поколения утеряли свою былую значимость эти страницы Российской истории, к тому же не последнюю роль в этом процессе сыграла глобальная переоценка былых ценностей, прошедшая в последнее десятилетие, а так же естественная утрата прочной связи между представителями разных поколений в пору революции, репрессий, переселений целых народов, когда разрыв семьи и потеря семейных реликвий, фотографий, документов и просто воспоминаний было обычным явлением.
Радует, безусловно, тот факт, что не забывается в семьях и то, что имеет непосредственное отношение к истории нашей « малой родины». Освоение целинных земель, строительство Омского нефтезавода – по-прежнему живо вспоминаются многими омичами.