Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе школы.
Комментируя процентное упоминание исторических событий в работах школьников, надо отметить, что многие авторы стремились затронуть не одну, а несколько значимых дат в жизни нашей страны, хотя встречались и такие сочинения, где жизнь старшего поколения описывалась только с бытовой точки зрения, в полном отрыве от каких -либо явлений общественной жизни.
«Историческая память как память об истории изначально, сущностно вторгается в эмоционально-чувственную сферу человека», - считают исследователи (5, 7). Следовательно, ни одна семья не может, подобно пушкинскому Пимену, «добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева», вспомнить и рассказать о каком-либо значительном событии. В данной ситуации всегда будет присутствовать элемент личностного восприятия, когда любой излагаемый факт уже прошел через горнило собственного переживания и когда выработалась определенная установка на столкновение с эхом прошлого. В процессе формирования определенных убеждений человека (отношение к труду, патриотизм, гуманизм ) важное практическое значение имеют эмоции, так как без них невозможен процесс формирования чувств, суть которого состоит в возбуждении, обобщении и систематизации разнообразных эмоций. Яркие, эмоционально насыщенные рассказы взрослых производят огромное впечатление на детей и вызовут нужные для формирования чувств эмоции (6).
Наши данные показывают, что у девочек (в отличие от мальчиков ) более развито умение не просто внутренне переработать полученный от старших рассказ, а, излагая услышанное в своем сочинении, донести до читателя содержание в более эмоциональной форме.
И. Забелин писал, что в семье по естественным причинам человеческого долголетия остается по большей части три колена : отцы, дети и внуки. В наше время при сильном развитии государственного и общественного быта в действительности существует только семья и общество. Дальнейшее обозначение родовых колен определяется прибавкою выражения «пра» - и для восходящих, и для нисходящих линий, и родичи совсем теряются, уходя далеко от семьи в общество (12). В работах детей мы видим прекрасное подтверждение этому факту, т. к. подавляющее большинство учащихся отождествляет со своими предками только бабушек и дедушек, меньшее количество упоминает о прадедах и прабабушках и уже редко кто знает, как их зовут.
Институт социологии парламентаризма приводит данные опроса, из которых следует, что 21% людей помнит имена всех прабабушек и прадедушек, 34%-некоторых, а 44% ничьих не помнят. При этом 58% хотят, чтоб правнуки их помнили. Вот он - наш человеческий эгоизм (9).
В минимальном числе (3%) работ мы встречаемся с прапрародителями и видим, что семья знает их полные имена и даже даты рождения, например: « Мой прапрадедушка Петр Ефремович Коробейников родился в деревне Кирсановке (ныне Большереченский район Омской области ) в 1895 году, в которую семья приехала из Тамбовской губернии Кирсановской волости деревни Кобяки». И это можно считать исключением, подтверждающим общую тенденцию сужения семьи к установившимся ныне границам дед-внук.
Память как психическое свойство существует через запоминание, сохранение, воспроизведение личностью ее опыта (7). «Историческая память, т. е. способность к воспроизведению прошлого, - это одно из фундаментальных свойств и человека, и человеческого общества»,- считает В. К. Егоров (5). Мы предприняли попытку оценить глубину исторической памяти на семейном уровне, при этом принимали во внимание несколько граней данного аспекта: наличие датированности событий, знание степени родства, имен и фамилий родственников, мест их проживания, увлечений. Безусловно, за сочинениями школьников стоит работа памяти и души родителей, а так же старшего поколения каждой семьи.