Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.
В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что членораздельность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков /5, 17/.
Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи [17, стр. 104]. Для удобства анализа произношения звуков мы ввели следующие обозначения: правильное произношение – Н; дефектное произношение – Д; замена звука – З; пропуск звука – П; отсутствие звука – О.
Произношение гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.
В констатирующем эксперименте нами было проанализировано произношение всех гласных звуков – а, о, у, э, и, ы,- что предусмотрено программными требованиями. Полученные данные по качеству произношения гласных звуков приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели произношения гласных звуков детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста (в %).
Качество |
Звуки а о у э и ы |
Н Д З П О |
80 87 90 84 84 84 10 13 10 16 16 16 10 — — — — — — — — — — — — — — — — — |
Из полученных данных мы видим, что для произношения звуков а, о, у, э, и, ы
характерны высокие показатели нормированного произношения (80% для звука а,
87% для звука о,
90% для звука у,
84% для звука э,
84% для звука и
и 84% для звука ы
). Из этого можно заключить, что работа над этими звуками была начата с первых лет обучения ребенка в детском саду и планомерно велась до последних лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Постоянное включение гласных звуков в работу позволило достигнуть хороших результатов в обучении детей произношению, невзирая на индивидуальные особенности детей и состояние их слуха.
При анализе дефектного произношения гласных звуков мы выявили один дефект, распространяющийся на все указанные звуки. Этот дефект составляет 12% и выражается в выкрикивании ударного гласного. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи сурдопедагога: чрезмерно громкое, утрированное произнесение ударного слога. Дети, подражая произношению взрослого, усвоили подобное дефектное произношение гласных звуков.
Также нами было выявлено нарушение норм орфоэпии – замена звука а
звуком о
. Например: слово попугай
произносилось детьми /пОпугай
/, слово кольцо
произносилось как /кОльцо
/. Больше всего таких замен было характерно для детей с большей потерей слуха, и вызваны они неправильным образцом речи педагога, а также возможно тем, что письменные таблички не всегда бывают правильно оформлены.
Также нами было установлено, что меньше всего ошибок в произношении гласных было допущено детьми при произнесении слов по подражанию. Это свидетельствует о стойкости дефектов произношения гласных звуков при самостоятельном произношении и при чтении, когда ребенок не может опираться на речь взрослого.
Подводя итоги анализу процесса формирования гласных звуков у дошкольников с нарушенным слухом старшего возраста, можно сделать следующие выводы:
1. Во II периоде обучения у детей с нарушенным слухом отмечается высокий процент нормированного произношения гласных звуков.
2. К основным дефектам произношения гласных звуков относится дефект, связанный с выкрикиванием ударных гласных, а также замена гласного а
на о,
в связи с невыполнением норм орфоэпии.
3. Положительное влияние на формирование гласных звуков оказывает:
— постоянное включение их в работу над произношением;
— нормированное, орфоэпичное произношение сурдопедагогом гласных звуков в различном речевом материале.
4. На формирование гласных звуков отрицательное влияние оказывают:
— чрезмерно громкое, утрированное произнесение сурдопедагогом гласных в ударных слогах;
— неправильное оформление письменных табличек, которые не отражают всех норм орфоэпии.
Произношение дифтонгов детьми с нарушенным слухом
старшего дошкольного возраста.
Дифтонги, или двойные звуки, бывают двух видов: нисходящие (ай, ой, уй, эй, ий, ый
) и восходящие (йа, йо, йэ, йу
) [24, стр. 56].
В ходе исследования нами было проверено произношение как нисходящих, так и восходящих дифтонгов. Мы установили, что для данной группы звуков характерен высокий процент дефектного произношения. Ненормированное произношение восходящих дифтонгов составило 60%, нисходящих – 40%. Процент дефектности произношения дифтонгов был одинаково высок как при самостоятельном произношении, так и при произношении по подражанию и при чтении, из чего можно сделать вывод о стойкости дефекта.