Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.
:
— сонантность (28%);
— пропуск (15%);
— замена звука ж
на согласные т, с, з, д
(57%).
Такое количество разнообразных дефектов, а особенно большое количество замен свидетельствует о неправильной работе сурдопедагога над этими звуками, а также может быть связано с индивидуальными особенностями детей.
В заключении мы бы хотели привести общий процент дефектного произношения всех согласных звуков. Он составил 39% от нормированного произношения. Это не очень большой процент дефектного произношения, однако, даже он отрицательно сказывается на членораздельности речи детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, мы проанализировали произношение твердых согласных детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, и мы считаем необходимым остановиться на характеристике произношения мягких согласных звуков.
При анализе произношения детей были выявлены хорошие показатели усвоения ими мягких согласных. 90% детей смягчали согласные звуки, стоящие перед гласными и, э,
48% детей смягчали согласный, когда его мягкость была обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного, как например, в слове медведь.
Самостоятельную мягкость согласных выделяло 63% детей.
Таким образом, 67% детей из 100% усвоили навык смягчения согласных. Мы считаем этот показатель довольно высоким, что свидетельствует о целенаправленной и планомерной работе сурдопедагога над мягкими согласными.
Итак, анализ произношения согласных звуков в устной речи дошкольников с нарушенным слухом показывает, что:
1. К старшему дошкольному возрасту дети овладели произношением согласных звуков в разной степени: лучше усвоены звуки п, т, с, д, в, м, н
; хуже – з, ж, ч, ц, щ.
2. Программные требования по формированию мягких согласных мы считаем выполненными.
3. Звуки, трудные для произношения, в словах заменяются детьми или пропускаются, что является недопустимым в старшем дошкольном возрасте.
4. На процесс формирования согласных звуков в речи детей с нарушенным слухом положительное влияние оказывают: раннее включение звуков в работу; соблюдение систематичности и последовательности в работе над звукопроизношением; взаимосвязь работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
5. Отрицательное влияние на формирование произношения согласных звуков оказывают: утрированная артикуляция сурдопедагогом отдельных звуков речи, что способствует появлению у детей дефектов произношения; отсутствие целенаправленной работы сурдопедагога над звуками приводит к их несформированности в речи детей.