Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.
на с(12%).
Нами было установлено, что подобные дефекты характерны и для звука ц
. Замена звука ц
на т
– 44%; пропуск звука ц
– 33%; замена звука ц
на с
– 23%. Подобные данные позволяют утверждать, что произношение данной группы звуков, относящихся к аффрикатам, не сформировано. Испытуемые дети, имеющие III-IV степень тугоухости, допускают 100%-ое дефектное произношение данных звуков, независимо от вида произношения. Подобное положение связано со сложностью артикуляции данных звуков, а также с несистематичностью и непоследовательностью работы сурдопедагога над этими звуками.
Следующими звуками, произношение которых было проанализировано в ходе нашего исследования, являются боковой звук ли вибрант р.
Нами отмечен невысокий процент дефектного произношения звука л
(28%). Однако, при произношении звука лпреобладающим дефектом является замена его на звук н
(68%). При этом дефект отличается стойкостью. Например: Максим Х. слово со звуком лпроизносит следующим образом – слива
- /снива
/, слон -
/снон
/, стол -
/стон
/. Такое произношение отмечается и по подражанию и при чтении. Причину данного дефекта мы видим в неправильном образце речи учителя-дефектолога. Дети зрительно не могут отличить особенности положения языка, так как при утрированном показе звука ли н
, к которому прибегает сурдопедагог, стираются отличия зрительных образов этих звуков.
Также мы наблюдали еще один дефект, связанный с произношением звука л
– это пропуск данного звука (32%). Данный дефект не являлся стойким и наблюдался только при самостоятельном произношении, из чего можно заключить, что работа над данным звуком велась недостаточно целенаправленно.
Что касается вибранта р
, то дефектность его произношения наблюдалась в гораздо больших случаях (60%), что связано со сложностью его артикуляции и сравнительно недавним включением его в работу. К дефектам произношения звука р
можно отнести следующее:
— пропуск звука р
(85%);
— призвук в виде согласного т
(15%).
Данные дефекты носили стойкий характер. Пропуски звука при произнесении слов свидетельствуют о том, что к моменту проведения исследования целенаправленная работа над этим звуком не велась. Сформированность этого звука мы наблюдали только у двоих детей: Саши С. и Валеры П. Но данные дети имеют значительные остатки слуха (II степень тугоухости).
Таким образом, на формирование звуков л, ри особенно аффрикат отрицательное воздействие оказали: утрированность образца речи сурдопедагога, отсутствие целенаправленной работы с этими звуками, позднее начало работы с ними.
Теперь мы считаем возможным перейти к анализу произношения звонких взрывных согласных – звукам б
и г(для звука д,
как нами уже отмечалось характерен высокий процент нормированного произношения /48/). Мы установили довольно высокий процент дефектного произношения данных звуков. Для звука бон составил 43%, для г
– 75%. Из полученных данных можно заключить, что звук г
является наиболее труднопроизносимым звуком в данной группе, что связано со сложностью его артикуляции.
К дефектам звука г,
встречающихся в речи детей, можно отнести следующее:
— сонантность – наиболее стойкий и распространенный дефект – 50%. Причину данного дефекта мы видим в отсутствии целенаправленной работы над этим звуком;
— пропуск звука (34%);
— замена на звук т
(16%). Данные дефекты не носили стойкого характера. Причину последнего можно рассматривать в оглушении звука г
при несформированном произношении его пары – звука к
.
Для звука б
был характерен один, но очень стойкий дефект – оглушение. Данный дефект также объясняется недостаточно планомерной работой сурдопедагога.
К следующей группе согласных звуков, анализ произношения которых был проведен в ходе нашего эксперимента, относятся звонкие фрикативные согласные з
и ж
, нормированное произношение которых предусмотрено программой. Как уже было указано, для данных звуков характерен очень высокий процент ненормированного произношения /48/ и считать их сформированными мы не можем.
Анализируемые звуки отличались множеством разнообразных дефектов.
Дефекты звука з
:
— пропуски звука (38%);
— оглушение (38%);
— замена звука з
на звук н(12%);
— замена звука з
на звук д(12%).
Дефекты звука ж