Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.
Анализ дефектов при произношении восходящих дифтонгов показывает присутствие одного основного дефекта: вместо дифтонгов дети произносят простые гласные. Кроме того, в двух случаях гласный и
в дифтонгах заменялся согласным гь
и ть.
Данные дефекты связаны с несформированностью у детей произнесения и
-образного компонента.
Дефект произношения нисходящих дифтонгов в 100% связан с чрезмерно протяжным произнесением звука и.
Необходимо отметить, что слабослышащие дети II степени тугоухости допускали гораздо меньше ошибок в произношении дифтонгов, чем дети со степенью потери слуха, граничащей с глухотой. Отсюда можно сделать вывод о необходимости развития у детей остаточного слуха.
Итак, подводя итоги анализу произношения дифтонгов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
1. Программные требования по произношению дифтонгов для детей IV года обучения не могут считаться выполненными по причине наличия высокого процента стойкого дефектного произношения.
2. К основному дефекту произношения дифтонгов относится ненормированное произнесение и
-образного компонента.
3. Отрицательное влияние на формирование дифтонгов оказывают:
— недостаточная работа педагога над формированием гласного и
, входящего в состав дифтонгов;
— недооценка педагогом значимости развития остаточного слуха у детей.
Произношение согласных звуков детьми с нарушенным слухом
старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования мы проанализировали произношение согласных звуков п, т, к, с, ш, х, ф, в, ц, ч, щ, м, н, л, р, б, д, г, з, ж
и мягких согласных, усвоение которых предусмотрено программой /32/.
Нами установлено, что для звуков п, т, с, д, в, м, н
характерно преобладание нормированного произношения. Такое положение объясняется тем, что данные звуки были введены в работу одними из первых и включаются в произношение часто используемых слов (мама, папа, тут, там, дом, вот, дай, на, нет
).
Более всего дефектное произношение отмечалось для звука з
(91%), для звука ж
(87%), для звука щ
(80%) и для аффрикат (80%), что связано с более поздним включением этих звуков в работу.
Рассмотрим дефекты, допущенные в произношении согласных звуков.
Для звуков группы п, т, к,
как уже отмечалось, характерно преобладание нормированного произношения. Только при произнесении звука к
наблюдалось дефектное произношение (40%), связанное с пропуском звука (27%), заменой звука к
на т
(35%) и заменой звука к
на неопределенный гласный звук (38%). При произношении данного звука по подражанию и при чтении дети допускали в два раза меньше ошибок, чем при самостоятельном произношении. Это говорит о том, что навык произношения звука к
сформирован, но не закреплен. Следовательно, сурдопедагогу необходимо больше внимания уделять закреплению произношения данного звука в самостоятельной речи детей.
Для звуков ш, х
характерен высокий процент дефектного произношения.
Для звука ш
он составляет 77%. К дефектам данного звука можно отнести следующее:
— замена на звук с
(40%);
— замена на звук т
(21%);
— пропуск звука ш
(20%);
— смягчение звука ш
(19%).
Для звука х
процент дефектного произношения составил 61%. Дефекты данного звука очень разнообразны:
— пропуск звука х
(41%);
— замена звука х
на т
(25%);
— замена звука х
на к
(9%);
— замена звука х
на ъ
(16%);
— выдох (9%).
Таким образом, вследствие такого разнообразия дефектов мы не можем считать данные звуки сформированными, что можно объяснить несистематичностью работы сурдопедагога над ними.
Звук ф
характеризуется невысоким процентом дефектного произношения – 25%. Навык произношения данного звука закреплен при чтении (0% дефектного произношения), но страдает при самостоятельном произношении, из чего можно сделать вывод, что в данный вид работы этот звук включался мало. К основным дефектам данного звука относятся его замена на неопределенный гласный звук и на звук т
, но они устраняются, когда ребенок начинает контролировать свое произношение.
Большое количество дефектного произношения характерно для аффрикат. Для звука ч
ненормированное произношение составляет 82% и характеризуется следующими дефектами:
— замена звука ч
на т(50%);
— пропуск звука ч
(38%);
— замена звука ч