Овладение детьми с нарушенным слухом звукопроизношением.

Анализ дефектов при произношении восходящих дифтонгов показывает присутствие одного основного дефекта: вместо дифтонгов дети произносят простые гласные. Кроме того, в двух случаях гласный и

в дифтонгах заменялся согласным гь

и ть.

Данные дефекты связаны с несформированностью у детей произнесения и

-образного компонента.

Дефект произношения нисходящих дифтонгов в 100% связан с чрезмерно протяжным произнесением звука и.

Необходимо отметить, что слабослышащие дети II степени тугоухости допускали гораздо меньше ошибок в произношении дифтонгов, чем дети со степенью потери слуха, граничащей с глухотой. Отсюда можно сделать вывод о необходимости развития у детей остаточного слуха.

Итак, подводя итоги анализу произношения дифтонгов детьми с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:

1. Программные требования по произношению дифтонгов для детей IV года обучения не могут считаться выполненными по причине наличия высокого процента стойкого дефектного произношения.

2. К основному дефекту произношения дифтонгов относится ненормированное произнесение и

-образного компонента.

3. Отрицательное влияние на формирование дифтонгов оказывают:

— недостаточная работа педагога над формированием гласного и

, входящего в состав дифтонгов;

— недооценка педагогом значимости развития остаточного слуха у детей.

Произношение согласных звуков детьми с нарушенным слухом

старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы проанализировали произношение согласных звуков п, т, к, с, ш, х, ф, в, ц, ч, щ, м, н, л, р, б, д, г, з, ж

и мягких согласных, усвоение которых предусмотрено программой /32/.

Нами установлено, что для звуков п, т, с, д, в, м, н

характерно преобладание нормированного произношения. Такое положение объясняется тем, что данные звуки были введены в работу одними из первых и включаются в произношение часто используемых слов (мама, папа, тут, там, дом, вот, дай, на, нет

).

Более всего дефектное произношение отмечалось для звука з

(91%), для звука ж

(87%), для звука щ

(80%) и для аффрикат (80%), что связано с более поздним включением этих звуков в работу.

Рассмотрим дефекты, допущенные в произношении согласных звуков.

Для звуков группы п, т, к,

как уже отмечалось, характерно преобладание нормированного произношения. Только при произнесении звука к

наблюдалось дефектное произношение (40%), связанное с пропуском звука (27%), заменой звука к

на т

(35%) и заменой звука к

на неопределенный гласный звук (38%). При произношении данного звука по подражанию и при чтении дети допускали в два раза меньше ошибок, чем при самостоятельном произношении. Это говорит о том, что навык произношения звука к

сформирован, но не закреплен. Следовательно, сурдопедагогу необходимо больше внимания уделять закреплению произношения данного звука в самостоятельной речи детей.

Для звуков ш, х

характерен высокий процент дефектного произношения.

Для звука ш

он составляет 77%. К дефектам данного звука можно отнести следующее:

— замена на звук с

(40%);

— замена на звук т

(21%);

— пропуск звука ш

(20%);

— смягчение звука ш

(19%).

Для звука х

процент дефектного произношения составил 61%. Дефекты данного звука очень разнообразны:

— пропуск звука х

(41%);

— замена звука х

на т

(25%);

— замена звука х

на к

(9%);

— замена звука х

на ъ

(16%);

— выдох (9%).

Таким образом, вследствие такого разнообразия дефектов мы не можем считать данные звуки сформированными, что можно объяснить несистематичностью работы сурдопедагога над ними.

Звук ф

характеризуется невысоким процентом дефектного произношения – 25%. Навык произношения данного звука закреплен при чтении (0% дефектного произношения), но страдает при самостоятельном произношении, из чего можно сделать вывод, что в данный вид работы этот звук включался мало. К основным дефектам данного звука относятся его замена на неопределенный гласный звук и на звук т

, но они устраняются, когда ребенок начинает контролировать свое произношение.

Большое количество дефектного произношения характерно для аффрикат. Для звука ч

ненормированное произношение составляет 82% и характеризуется следующими дефектами:

— замена звука ч

на т(50%);

— пропуск звука ч

(38%);

— замена звука ч

Перейти на страницу: 1 2 3 4