Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Понятие «интуиция» не является понятием устоявшимся и однозначно определенным. Словари дают самые различные определения: «Знания, возникающее без осознания путей и условий его получения» /85/; « способность постижения истины «путем прямого ее усмотрения, без основания с помощью доказательства» /16/.
Интуиция является сложным феноменом , который рассматривается в философской (гносеологической, эстетической), психологической (психология творческой деятельности, психология личности, психология мышления, психология эмоций, психология принятия решений) и различный специальной (биологической, медицинской, нейрофизиологической и другой) литературе. Но более важными с точки зрения изучения сущности интуиции являются философские и психологические теории.
Философия рассматривает интуицию лишь как продукт познавательной деятельности человека. Изучение конкретных механизмов решения познавательных задач не составляет задачи философии, эта задача в первую очередь психологии.
В целом психология является тем звеном, без которого невозможно создать полноценного феномена интуиции. Если философский аспект рассмотрения философии заключается в выяснении способа получения, изменения, движения знания, в поиске методологической основы, в выяснении социальных корней, то психологический – в рассмотрении феномена интуиции с точки зрения психологической деятельности и состояний выяснения действующих механизмов психики. Этот подход важен и потому, что позволяет рассматривать интуицию в любом конкретном виде деятельности.
В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии человека, которое основано на знание и опыте, которые определяют действия человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно. Она помогает найти правильное решение в условиях недостаточности информации и времени, на основе ориентированного поиска и экстраполяции. А такой дефицит всегда огромен там, где дело касается живого человека.
Педагогическая интуиция не случайное явление, а закономерный и важный компонент творческой деятельности учителя, его педагогической культуры, выступающей как средство оперативной корректировки педагогического замысла.
По источнику возникновения интуиция может быть чувственной (в том числе физиономической) и интеллектуальной (творческой).
В общих чертах интеллектуальная интуиция – это постижение истины умом, а чувственная – это познавательная деятельность: результат ее – вербализованная истина в виде понятия, закона, идеи. Здесь образно-эмоциональные формы мышления приводят к «прорыву» невербализованных образов, эмоций в формы слова, к словесной формулировке мыслительных образов или выстраиванию ассоциативной цепи по самым неожиданным основаниям. Чувственная интуиция – это преобразованная деятельность (практическая), в которой знания «знание возникает и существует» т.е. играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические понятия входят в образно-эмоциональные модели мышления, где непосредственное мышление может быть невербализованно, а воплощено сразу в действие, образы чаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем /43/.
Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая наблюдательность, цепкая память, быстрые ассоциации, безупречная логика. Основной принцип чувственной интуиции – принцип теста: по деталям о целом, по малому о малом.
Надо сказать, что многие опытные педагоги владеют в совершенстве чувством интуиции.
Высшим проявлением интуиции является интеллектуальная (творческая) интуиция, т.е. по определению Е. Н. Князева «достижение состояния инсайта, само достраивания – переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры.
Творческая интуиция возникает у человека только на уровне высшего проявления мастерства, когда есть уже глубокие знания своего предмета и необходимый опыт, когда необходимая информация выводится из-под контроля сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения, для вспышек и озарения.
Кроме того, успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько удалось исследователю освободится от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сократить увлеченность задачей.
В своем развитии творческая инициатива проходит несколько этапов. Английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 стадии: подготовку (охват максимально возможного разнообразия элементов знания), созревание (переоценка ценностей знания), озарение (прорыв в незнаемое) и проверку. Центральным моментом считается - интуитивное охватывание искомого результата.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что даже высший уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитость необходимых личностных качеств не обеспечивают полного становления педагогической культуры, т.к. остается несформированной педагогическая инициатива, которая предполагает: