Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Следовательно, для того, чтобы быть способным к передаче культурных ценностей и культурно – значимого опыта, необходимы не только знания, но и сформированность общепедагогических и профессиональных знаний и умений, т.е. учитель должен уметь применить полученные знания на практике. Умения, приобретенные будущим учителем в процессе обучения, выступают показателем качества усвоенных знаний, составляют его ядро, являются одним из ведущих компонентов культуры учителя.
Признавая научную значимость и эффективность различных направлений в исследовании проблемы профессиональных умений, мы попытались выделить комплекс базовых умений, которые необходимы будущему педагогу для успешного развития своей педагогической культуры: диагностические, коммуникативные, проективные, конструктивные, аналитические и другие умения.
Педагогическая деятельность настолько сложна и многогранна, что ее не может обеспечить одна лишь педагогическая основа: она опирается на эмоциональную сферу, на все богатство духовного мира педагога, на его педагогический опыт, который составляют профессионально-педагогические знания и практически усвоенные навыки и умения.
По мнению А.В. Барабнщикова, С.С. Муцинова, Т.Ф. Белоусовой, Н.Е. Воробьева, Т.В. Ивановой, В.К. Сухонцевой и других, педагогический опыт является важным компонентом педагогической культуры.
В структуры опыта можно выделить 3 уровня:
1. Общекультурный
. Является воплощением общего социального опыта, накопленного человечеством в процессе развития культуры на этом уровне опыта имеем дело с морально-этическими, эстетическим отношениями личности, с общечеловеческими ценностями.
2. Индивидуальный опыт
(обыденный). Личность представляется здесь как субъект поведения. Этот уровень, так называемого, здравого смысла. Здесь представлен весь уникально - неповторимый опыт в виде чувств, эмоционально - окрашенных воспоминаний, привычек и т.д. Общекультурный опыт только через индивидуальный.
3. Профессиональный
опыт – это опыт, накопленный в деятельности как труде, т.е. деятельности, обусловленной значимыми, устойчивыми социальными целями. Цель относительно однотипных задач, которые касаются устойчивой области действительности, ориентированных в определенном целевом направлении, порождают свои, специфические способы сокращения решения задач и быстроту, скорость их решения. В этом опыте совмещены и общекультурный и индивидуальный опыт. Именно профессиональный уровень опыта является для нас наиболее значимым /43/.
В педагоги роль опыта особенно велика, т.к. это не только наука, но и искусство, что признавали многие великие педагоги – Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и т.д.
Эффективность профессиональной деятельности преподавателя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать данную в педагогических ситуациях информацию различными способами и в быстром темпе. А это приходит только с опытом.
Непосредственными источниками педагогического опыта являются: достижения науки, в том числе науки о человеке, его воспитании и развитии, передовой педагогический опыт, личный опыт и выработанные на его основе мышление и интуиция педагога. «Если опыт оплодотворен научными знаниями, если он вдумчиво анализируется, то его созревание происходит быстрее, он становится важным источником творческих решений и проектов. В противном случае понятие «опыт будет отражать только стаж и ничего больше», - пишет В.И. Загвязинский /59/.
Даже высокий уровень развития знаний и умений бесплоден, если ему не присущ активный творческий потенциал личности учителя. Педагогическое творчество является системообразующим компонентом педагогической культуры, который выделяют в своих трудах А.В. Барабанщиков, Т.Ф. Белоусов, С.Б. Елканов, Т.В. Иванова, А.И. Лобач, Л.А. Нейштатд, М.Н. Скаткин и другие.
Педагогическая деятельность не может быть, однозначна, она всегда предполагает гибкую школу решений, которая зависит от многих обстоятельств. Такое понимание ее сущности открывает простор творчеству, развитию новаторства учителя, рождению передового опыта, обогащению педагогической науки через его изучение и обобщение.
Как справедливо заметила О.А. Абдуллина: «творчески работающий учитель не только опирается на достижения педагогической науки, но и вместе с тем обогащает педагогическую теорию» /1/.
С нашей точки зрения, педагогическая культура характеризуется как научно-творческая деятельность, которую необходимо поощрять и развивать у студентов педагогических учебных заведений, т.к. «она развивает у них способность и навыки к самостоятельному решению проблем и развивает качества личности, необходимые для научного труда, развивает у студентов высокую готовность к общественной и политической жизни /Х. Маркерт/.
В современных исследованиях педагогическая исследованиях педагогическая деятельность рассматривается как одна из разновидностей творчества. Но более глубоко проблема педагогического творчества рассматривается в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, В.Ф. Ломова, М.Р. Львова, И.П. Раченко, М.М. Потагиника и других.