Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Проблема качеств личности специалиста нашла отражение в исследованиях, которые посвящены вопросам организации учебно-воспитательного процесса, построению моделей подготовки специалиста высокой квалификации (Л.Л. Афанасьев, Л.Б. Дехтеринский, Е.Э. Смирнова, Фатхуллин и другие). Авторы выделяют, как правило 2 группы качеств личности специалиста: профессионально-личностные и социально-личностные, основное значение придавая второй группе.
Исследования профессионально – значимых качеств личности учителя ведутся с точки зрения их соответствия особенностям педагогической деятельности и с точки зрения управления деятельностью учащегося, собственной деятельностью и взаимодействием указанных деятельностьей (Л.В. Яковлева, А.И. Щербаков, В.Н. Кузиев, Н.И. Исаева и другие). При этом авторы как правило, используют характеро - логические качества личности, такие как: настойчивость, инициативность, выдержка и другие.
Для нашего исследования важным является рассмотрение тех качеств, которые характеризуют личность преподавателя как субъекта собственной профессиональной деятельности. «Именно субъект определяет требуемое «количество» этой активности, т.е. гарантирует меру активности соответственно масштабам решаемых задач» /121/. В таком случае преподаватель испытывает состояние удовлетворения не только от результатов собственной деятельности, но и от процесса ее проникания, характера построения. В силу этого он не впадает в полную зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способности разрешения социально-психологических противоречий, новые способности соотнесения «себя с другими людьми, утверждает в правильности своей позиции, в ее адекватности» профессионально педагогической деятельности. /121/.
Для нас имеют особое теоретическое значение результаты исследований В.А. Крутецкого /88/, посвященные проблеме способностей и их соотношения с умениями, а также разрабатываемый его учениками подход и обоснованию профессионально-значимых качеств личности учителя. Указанные теоретические посылки послужили основанием для выделения качеств личности преподавателя вуза, так как связаны, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества.
Многие исследователи (А.И. Захаров, Т.А. Ковалев, С.В. Кондратьев, Р.Л. Кричевский, Н.И Обзов, В.Н. Панфилов, В.С. Спиваковская и др.) доказали, что познание других людей и общностей, отношения к ним, обращения с ними для большинства людей это тот стержень, который образует личность.
Следовательно, одним из ведущих качеств личности педагога, которое определяет его педагогическую культуру, с нашей точки зрения, является «коммуникативное ядро» (термин А.А. Бодалева), что предполагает постоянное внимание к развитию у ребенка способностей к познанию другого человека и самопознанию, формированию восприятия, отношения к другому человеку как высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним.
В понятие «коммуникативное ядро» входит характерное для него единство отражения, отношения и поведения. Проявляемое при взаимодействии с другими людьми и общностями, с которыми – индивиду приходится вступать в прямое или опосредованные какими – то техническими средствами (телефон, радио, телевидение) контакты. Это, во-первых, все формы знания (образы восприятия, представления памяти, понятие, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все более обобщенные или частные переживания, которые проявляются в контактах с другими людьми или общностями, в третьих, все виды вербального и невербального поведения /29/.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие качества учителя, необходимые для формирования его педагогической культуры.
1. Ценностные ориентации личности учителя.
Известно, что знания, умения и навыки без включения их в систему общественно-значимых ценностей человека, его нравственных отношений способны «сокрушить душу». Образованный человек, у которого отсутствуют должные нравственные устои, зачастую использовать приобретенные знания в сугубо прагматичных, личных целях учитель без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры.
2. Нравственные качества неотделимы от гуманистической направленности личности учителя,
определения познания другого человека, отношение к человеку как к самой большой ценности, лишь при условии окружения ответственности перед будущим и любви к детям начинается формирование педагогической культуры. Весьма актуальны слова Н.А. Бердяева о том, что у них «окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает чудовищных размеров . обоготворением голой человеческой воли, освобожденной от всякой святыни, никаких ценностей создать нельзя» /25/. Поэтому одним из ведущих качеств личности, необходимых для развития своей педагогической культуры является «коммуникативное ядро личности», которое предполагает готовность человека к полноценному межличностному общению;