Анализ феномена культуры в философских воззрениях
Впервые в отечественной педагогике проблема педагогической культуры как научная проблема была поставлена А.В. Барабанщиковым /18/. Понимая педагогическую культуру преподавателя как определенную степень овладения им педагогическим опытом человечеству степень его совершенства в педагогической деятельности, как достигнутый уровень развития его личности. автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическую эрудицию и интеллигентность, педагогическое мастерство, умение сочетать педагогическую и научную деятельность, систему профессионально-педагогических качеств, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании. В данном подходе определены перспективные направления изучения педагогической культуры как сложного системного образования. Вместе с тем, данная характеристика педагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры преподавателя различных типов учебных заведений.
В частности, исследования последних лет (Е.Б. Гамаш, Т.В. Иванова, А.И. Лобач) построены в основном на концептуальных положения данного направления. Т.В. Иванова рассматривает педагогическую культуру учителя через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным суждениям и т.д. Е.Б. Гамаш в своем исследовании выделяет 3 группы качеств личности учителя как проявление его педагогической культуры: профессионально-этические, личностно-профессиональные и гражданские.
Довольно часто среди исследований встречается подход к определению педагогической культуры как к определенному уровню развития личности педагога. Так А.И. Лобач, считает, что педагогическая культура – это интегральное динамическое образование, отражающее достигнутый уровень знаний и практических навыков, которые обеспечивают эффективность деятельности педагога /107/.
Особый интерес для нас представляет исследование И.Ф. Исаева, в котором он рассматривает профессиональную педагогическую культуру, как меру и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленную на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий /67/.
Такой подход к пониманию педагогической культуры, с нашей точки зрения, дает возможность представить ее как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального самосовершенствования.
Таким образом, существуют многообразные подходы к этому сложному явлению. Сравнительный анализ различных подходов к определению сущности и структуры педагогической культуры даст возможность исследователю этой проблемы раскрыть свою научную позицию и обосновать ее на базе того теоретического и практического материала, который был заложен предшествующими работами. сохраняя определенную преемственность их научных идей и концепций.
Одна из особенностей современной науки состоит в переходе от аспектного исследования, которое обхватывает одну сторону, и комплексному изучению объекта как многомерного целого. Вопросы развития педагогической культуры необходимо рассматривать как комплексную проблему, которая включает соотношение общей и педагогической культуры, взаимодействие ее структурных компонентов, выявление закономерностей и условий ее развития.
Исходя из этого, педагогическая культура как элемент педагогической системы рассматривается нами в единстве ее взаимодействующих структурных компонентов. Необходимо отметить, что выделение педагогической культуры в структуры общей культуры личности и определение ее содержания, до известной степени, носит условный характер, и возможно лишь теоретически, с целью раскрытия ее сущности, структуры взаимосвязи компонентов, выявление критериев и уровней его сформированности. Такой подход необходим для того, чтобы увидеть данное явление глубже, полнее. Являясь целостной системой, педагогическая культура обладает свойствами целого, не сводимыми к свойствам отдельных ее компонентов. «Отражая диалектическую, многоуровневую природу педагогической культуры, ее целостной, развивающий характер, - пишет И.Ф. Исаев, - компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития» /67/.
В своем исследовании мы остановились на тех компонентах педагогической культуры, которые, с нашей точки зрения, являются базовыми, системообразующими, позволяющими судить об уровне развития педагогической культуры, обладая которыми учитель может реализовать себя как личность и как специалист.
Кроме этого, выбор компонентов педагогической культуры обусловлен рамками предмета «иностранный язык», средствами которыми мы будем развивать общую и педагогическую культуру студентов. Как показало социальное изучение психолого-педагогической литературы сущность педагогической культуры рассматривается в различных аспектах.