Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

На стадии авторитета, в период времени, когда ребенку примерно от 2 до 5 лет, супруги начинают задаваться вопросом, какими родителями они были и какими будут. Прогресс здесь бывает в том случае, когда родители осознают, что они – и их дети – не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

На интерпретативной стадии – приходящейся на годы среднего детства – родители вынуждены проверять и пересматривать многие из своих устоявшихся предположений.

Когда дети становятся подростками, их родители проходят через стадию взаимозависимости, на которой они должны подвергнуть ревизии свои властные отношения с теперь уже почти взрослыми детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратится в партнерские.

Наконец, на стадии расставания, когда выросшие дети уходят из дома, родителям приходится не только «отпустить их», но и браться за трудную и порой неприятную задачу критического осмысления того, какими родителями они были.

На каждой стадии родители должны суметь разрешить свои внутренние конфликты на новом и более высоком уровне интеграции, иначе они могут просто не справиться с охватившими их чувствами. Это неснятое напряжение может негативно сказаться на супружеских отношениях или на способности эффективно выполнять родительские функции.

Однако, родители, которым не удается сладить с детьми на какой-то одной стадии их развития, могут вполне успешно управляться с ними на другой стадии.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того преодолевать трудности, возникающие в супружеской и семейной системах. Семейные пары должны принимать решения и улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из супругов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а второй ради этого приносит себя в жертву, оказываются недолговечными. Семейная система, отличающаяся излишней жестокостью или недостаточно структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности ребенка.

Удовлетворение запросов растущих детей может стать для родителей трудной задачей. Особенно это касается родителей-одиночек, которые, по понятной причине, испытывают ролевую перегрузку.

От родителя-одиночки воспитание ребенка может требовать изматывающих, постоянных усилий. Каким бы ни был социоэкономический статус родителя-одиночки, ему приходится решать так много проблем, что они могут стать для него непосильным бременем.

Таким образом, совместимость супругов базируется на согласованности ролевых ожиданий и совпадении их психического склада, что позволяет выделить два подхода к супружеской совместимости: функционально-ролевой и структурный. Особенно значима согласованность ролевых ожиданий, т. е. представлений каждого человека о ролевых обязанностях мужа и жены, родителях и детях, об ожидаемом поведении партнера в ходе выполнения им той или иной функции. В зависимости с ожиданиями и представлениями человека находятся и его потребности, удовлетворяемые в браке.

Что касается структурной совместимости, то благополучные супружеские пары, как правило, отличает: противоположность врожденных качеств личности и сходство приобретенных в процессе социализации. Из психологических особенностей супругов наиболее значимыми являются направленность на другого и эмпатия.

Парам, начинающим в процессе совместной жизни переживать тот или иной период семейного цикла приходится решать своеобразные задачи, связанные с определением своих ролей, распределением домашних обязанностей, нахождением выхода из конфликтных ситуаций.

Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

1.3.

Вклад семьи в формирование личности подрастающего человека на разных возрастных этапах различен и изменяется как бы волнообразно. Наиболее велик он в первые 3 года, затем следует период некоторой стабилизации семейного влияния. Очередной его «пик» приходится на окончание дошкольного возраста, затем приблизительно до подросткового кризиса это влияние как будто ослабевает и вновь становится значимым вплоть до отделения от родительской семьи и образования собственной.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12