Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
Семья традиционно рассматривалась как важнейший институт социализации в ряде концепций. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989, с.26).
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает влияние на формирование у ребенка образа Я.
Образец отношений мужчины и женщины для подрастающего человека – это отношения его отца и матери. И этот образец долгое время во многих своих деталях оказывается уникальным, несопоставимым по степени влияния с другими возможными отношениями вне дома и семьи.
Зарождение самосознания и самооценки также во многом предопределено семьей. Ребенок, внезапно лишившийся любви родителей (вследствие распада семьи или внутрисемейных конфликтов), испытывает тревогу, неуверенность в ценности собственного Я; а это нередко порождает враждебность и недоверие ко всем людям. Для такого ребенка велик риск в будущем испытать немалые трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками, в создании своей семьи; не исключена и прямая «трансляция» родительских конфликтов в собственную семью.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности,
разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы общества, в котором человек живет.
Эриксон выделяет всего 8 стадий развития личности от младенчества до старости. В возрасте 3 – 5 лет, на 3 стадии
, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и др. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимание играм ребенка, то это отрицательно влияет на его развитие, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте
(4 стадия) ребенок, исчерпав свои возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.