Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37, и получила следующие результаты:
Комментарий к анкете школьника.
Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В» класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6 «Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно эффективной – в среднем 8.4 балла.
В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9 балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней, приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше (6.9 балла).
Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла. Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла.
Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей. Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу уходит не много, также как и 6-х классах.
Комментарий к анкете старшеклассника.
Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б» класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9 «В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины – это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются хобби в пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% - уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили, что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%. Затруднились ответить на этот вопрос- 20%. 45% считают, что не имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8% - твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50% учащихся.
Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82% удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем, хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой.
В 10 “А” классе были опрошены 21 человек. Из них более 70% имеют хобби, 19% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение компьютер – 38,5%, спорт – 28%, были так же названы дизайн, стрельба. Более 50% учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Не имеют этой возможности 28,5%. 28,5% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности для самосовершенствования, 28,5% - ответили, что скорее всего они эти возможности упустили, 14% - имели возможность для роста и самосовершенствования, 19% - их поддержали, но не совсем в этом уверены. Средний балл по развитию потенциала в школе- 6,1. Около 50% опрошенных считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 23,8% - затруднились ответить на этот вопрос. 19,1% считают, что их права были скорее всего нарушены. Мнения по поводу участия в принятии решений в школе и классе разделились одинаково по 40%. Около 70% считают, что живут гармонично. Более 70% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно расширяет круг общения. 62% нашли общий язык с классным руководителем, 57% довольны внеклассной работой, проводимой им. 42,8% - затруднились ответить на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3% - считают, что он нужен, 14,2% - считают, что такой человек не нужен.