Дидаскология
Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального индивид. развития человека является формирование индивидуальности.
Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности.
Ананьев согласен с Ушинским.
Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий возможностям и потенциалам развития ребенка).
Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между воспитанием и развитием человека.
Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста".
Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и . типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства".
Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадии детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий".
Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".
Основные законы педологии:
("Педологический журнал",! 923 г, №1)
1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть взрослый в миниатюре,
2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов, согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено одновременным действием наследственности и среды,
3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение,
4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в сокращенном виде развитие всех его предков,
5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка: рост детей идет неравномерно,
6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия развития ребенка соотв-ет
лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что некоторые законы бесспорные, другие вероятные.
Бесспорные истины педологии (Блонский):
1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство. Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%. Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о. чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий, особенно если она более примитивна.
2) Детство - возрастное развитие.
Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем быстрее темпы развития.
3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник - грамота, науки.
4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую эволюции.
Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.
Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение длинных (например, от
короткополостных к длиннополостным).
Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и рост) и постепенный рост
животных функций (сознание и движение).
Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических процессов, свойств и состояний.
Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление конкретно-образное раньше
абстрактно-количественного.
Тезаурус педологии:
развитие, рост, конституция и характер, среда, возраст и активность ребенка.