Дидаскология
В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии в сфере психофизических явлений.
В комплекс антропологических наук еще входят:
анатомия, патология, логика, филология, география, статистика,
политич. экономия и история всех наук.
Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых обнаруживается свойство человека как предмета воспитания.
Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная мысль.
Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности, ранее скрытые или еще не познанные наукой.
Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки для проникновения в человеческую природу и управления ею.
Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое оно заслуживает".
Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и не давали синтезированного знания о нем.
В конце Х1Х в. появилась педология,
у истоков которой стояли Холл, Мейман, Торндайк.
Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным исследованиям, педология распространилась в России.
Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский, Кащенко.
Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд, Моложавый, Фортунатов и др.
В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед. лаборатория им. Ушинского.
П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения".
"Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой".
рост ребенка - физиолог,
его - психолог,
связь их — педолог.
Т.
о. свойства ребенка во всей их полноте и связях.
Синтезирующей идеей всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны".
У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических извращениях в системе наркомпросов".
Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах государствах.
Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет, принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое (неквалифицированные методы диагностики).
Главная цель педологов
- изучение воспитанников с помощью разнообразных исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги).
Блонский:
педология должна находиться в центре школьной работы, быть не только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом, психологом
1960-е годы -
вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это связано с именем Б.
Г.
Ананьева.
Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса (личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания".
Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими условиями общественной жизни.