Дидаскология
Пед. антропология берет задачу разработать требования к содержанию, форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения инновационных образовательных идей в образовательную практику.
Пед. антропология формулирует основные принципы, которые приобретают статус методологии для всего цикла пед. дисциплин:
1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и системному знанию о человеке,
2) построение образовательного процесса на основе диахронической и синхронической системности личности,
3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и ментальным характеристикам субъектов образования,
4) соответствие внедряемых пед. технологий традиционным и инновационным тенденциям и достижениям
Россиийской и мировой педагогике.
Система проблем методов, принципов пед. антропологии, по мнению Б. М. Бид-Бада, может быть выстроена в виде пирамиды, фундаментом которого являются знания:
1) о сущности человека, как объекта и субъекта образовательного процесса,
2) над ними знания о закономерностях образования, воспитания, учения, обучения,
3) венчает знания о природе и методе антропологии.
Т. о. это природа личности, общества и познания.
Сегодня производятся попытки определения статуса пед. антропологии в целостной системе общей антропологии. Пед. антропология в настоящее время проходит этап своего становления. Главным предметом образовательной и пед. антропологии является человек.
В антропологии есть субъективный и объективный компонент => она стремится познать человека как субъект и объект бытия.
Пед. антропология познает человека как субъект и объект образовательного процесса.
Пед. антропология интегрирует широкий спектр знаний из различных дисциплин (аксеология, биология, культурология, философия, кибернетика, медицина, плитология, религиоведение), а чтобы вычленить знания, нбх-е для пед. антропологии, надо выявить ведущие идеи, явлющиеся ее методологическим основанием.
Сегодня очевидно, что пед. мысль России возвращается к антропологическим основаниям.
Развитие идеи пед. антропологии. Возможно, что наследие отечественной пед. культуры имеет блестящую плеяду ученых и практиков и специальная область знаний, в которых была развита антропологическая проблематика (педология, философия образования, социология, возрастная и педагогическая психология и др.)
В основе обострения интереса к пед. антропологии лежит цель - выработка новой парадигмы образования, центрированной на человеке. Педагогики научной школы по-разному отреагировали на освоение антропологической проблематики.
Педагогика не может существовать без антропологического основания!
Современная пед. концепция развития образования и воспитания основывается на идеях:
целостности человека,
его биологической и социальной природы,
личности и ее субъектности (для Сластенина!),
единства физического, психического и социального развития человека,
единства индивидуального и социального развития человека.
Ряд идей об изучении развития личности были в центре внимания учителя на рубеже веков (Лесгафт, Пирогов, Ушинский, Рубинштейн М. М., Нечаев, Бехтерев, Кантеро и др.). В их работах гуманистические традиции в подходах к человеку и его поведению (идеи добра и справедливости, внести посильный вклад в развитие человеческой культуры).
Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин. Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке -культурной ситуации.
Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".
Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.
Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина длительное время были не задействованы до современных концепций личности.