Дидаскология

Развитие - базовое понятие педологии.

Рост

- детство - это эпоха роста. Это не просто количественное прибавление, в результате его происходят сущ-е качественные изменения.

Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и, следовательно, ребенок - не маленький взрослый.

Конституция и характер

- рост вызывает изменения в организме.

- совокупность качественного многообразия в организме. Т. е. телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит от воспитания и среды (Локк и Кондильяк).

Среда-

локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней. Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное существо.

Возраст

- время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений - возрастной симптомокомплекс. Эпоха, стадия

- времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, разными по силе. Фаза

- время детской жизни, ограниченное друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию.

Т. о. разделяют хронологический и педологический возраст. Отсталость ребенка - если разница велика в этих возрастах.

Т. о. педология обращает нас к самому ребенку. Без ее знания нельзя строить пед. процесс. Пед. образование должно стать практическим человекознанием.

09. 11. 99г.

Пед.

антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса.

Антропология имеет длительную предысторию: нбх-сть осмысления человеческой природы, создание науки о человеке, как особом феномене. Проблема человека всегда была и остается главной в истории человеческой мысли.

Целостный человек никогда не был объектом научных построений. Эта идея становится общепризнанной в конце XIX - начале ХХ в. в., мигрирует из литературы и искусства в науку (философию, социологию, психологию, педагогику) и, как следствие, форм-ся задачи комплексного исследования человека с помощью различных методов.

Именно Россия стала предвестником целостного изучения человека, избрав его центром человековедения (на стыке гуманистических и естественных наук).

Ученым еще предстоит создать некий теоретический конструкт, объединяющий все знания о месте человека в мироздании, о его биофизиологическом строении, психических особенностях, об информационно-энергетическом строении организма, функционировании психики, эмоций, интеллекта, половозрастном развитии, исторические и социокультурные формы общения, этнокультурные и демографические характеристики человека, об основных способах Д, атрибутах человеческой природы (разум, воля, память, воображение и др.). Недостаточно изучены и психологические характеристики личности и нравственные мировоззренческие основы человеческого бытия (смысл жизни, свобода, ответственность, долг, честь, достоинство, а также глобальные последствия жизнедеятельности человечества).

Несмотря на широкий диапазон интегрирования нбх-мые знания, они еще не дают видения человека в единстве всех слагаемых его бытия. Аппарат науки еще не достаточен для понимания природы человека. Сложность проблем человека требует синтеза и интеграции в теоретической конструкции различных областей знаний с их понятийными аппаратами. Построить целостный образ человека можно, вскрыв основополагающие особенности его жизнедеятельность, неповторимые черты его бытия, его человеческой природы.

Феномен человека явно теснит и отодвигает ранее актуальные области знаний. Всплеск интереса к проблеме человека называется "антропологическим бумом" (конец XIX-началоХХ в. в.).

Перейти на страницу: 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30