О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А. А. Гатцука).
Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и самовоспитания книги православной ориентации. Восприятие христианских идей только через устную традицию (на слух) могло приводить к путанице в обстоятельствах Священной истории, искажениям смысла, ошибкам в понимании текстов.
Тем не менее, потребность в осмыслении христианского вероучения и приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Это было связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания предков, и родителей в частности. Поэтому в русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с христианским учением.
Облеченные в изящную, часто рифмованную, форму,
фольклорные средства воспитания были широко распространены в русской крестьянской среде и эффективно использовались в целях воспитания и обучения подрастающего поколения. Применение фольклора было основано на важных психологических особенностях его восприятия воспитуемым. Обращаясь к воспитаннику с фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное мнение, но выступал от имени целого народа. Безымянные авторы пословиц, поговорок, притч, имевших широкое хождение в русской народной среде, были выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поведения человека в той или иной ситуации.
Фольклорная иллюстрация могла, быть подобрана опытным воспитателем к любому поступку ребенка или взрослого, содержала в себе анализ и оценку происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрировала нравственные отклонения в поведении человека и способствовала самоанализу воспитуемого.
Воспитуемым адресовались не просто упреки и замечания, но обличения в форме народной мудрости. Совершенные произведения фольклора, выступавшие в качестве универсальных средств воспитания, оказывали глубокое воздействие на слушателей. Применение для решения воспитательных задач произведений фольклора снимало претензии воспитуемого по отношению к воспитателю. Если возможно обидеться на строгого воспитателя, то можно ли обижаться на весь народ?
Пословицы и поговорки часто высказывались как бы между прочим, «не в осуждение, а — в рассуждение». При использовании фольклорных средств народный педагог использовал косвенные приемы воспитательного воздействия: намек, ободрение, подсказку, предостережение, совет, увещевание, укоризну, иронию, насмешку. Такие косвенные приемы позволяли избежать навязывания воспитуемому чужого мнения, что часто вызывает явный или скрытый протест. Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самооценки, воспитуемый зачастую вынужден был признать справедливость услышанных в свой адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения.