О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
Однако не всегда общение с престарелыми родителями доставляет детям только радости. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей, которые требуют такого же тщательного ухода, который оказывали много лет назад своим малолетним детям. Указание на это встречаем в книге Притчей Соломоновых: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет» (Пр. 23, 22).
Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением в целях воспитания самых кратких фольклорных форм — пословиц и поговорок. Очень широко применялись в практике народного воспитания и более крупные фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия. Указанная притча содержит многочисленные жизненные реалии, живописует жизнь крестьянской семьи знакомыми слушателям красками, делает слушателей почти участниками происходящих событий.
В более доступной форме, с соответствующими бытовыми подробностями, такая притча раскрывала смысл употреблявшихся в аналогичных случаях пословиц и поговорок: «Детиотца бьют, на себя запас пасут», «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына (из сказки: дурачок отца на лубочке под гору в овраг спустил)» и др.
Смерть родителей во всех культурах традиционно воспринимается как величайшее горе. Не случайно еще древние говорили, что человек может ощущать себя счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для описания сильного горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать» (Пс. 34, 14). Особенно сильно ощущается горе от потери родителей осиротевшими детьми. Русская народная педагогика с горечью констатирует невосполнимость такой утраты: «В сиротстве жить — слезы лить», «Пчелки без матки — пропащие детки».
Даже став взрослыми, встав на ноги, обзаведясь собственным хозяйством, с грустью говорят осиротевшие дети, что «На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Все купишь, а отца-матери не купить» и др.
Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к родителям в русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. При равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и благополучной.
Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы, вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]