О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
В русском фольклоре находим аналогичное замечание: «Родительское слово мнмо (на ветер) не молвится».
Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей пренебречь опытом родителей и приобрести свой собственный опыт, пусть даже ценой горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5), «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15, 5).
В русском фольклоре встречаем аналогичные пословицы и поговорки: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам молодец». Хотя в данном случае можно отметить, что в русской народной традиции более заметна насмешка над непутевыми детьми.
В другом месте Ветхого Завета встречаем прямой призыв к детям: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Пр. 4, 1).
Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь в жизни» (Пр. 6, 20 - 23).
Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери с путеводными нитями в русской народной традиции ассоциируется с волшебным клубочком, полученным от мудрого старичка. Этот клубочек ведет юного героя сказки сквозь все препятствия к заветной цели и помогает ему победить всех врагов.
Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу» (в древности так делали зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Русская народная педагогика с мягкой иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих ошибках, а все остальные — на своих».
Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником счастья для своих родителей: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем» (Пр. 23, 24). Нет большей радости для родителей, чем дождаться от добрых детей внуков и благословить их. Встретив после долгой разлуки любимого сына, со слезами радости говорит отец: «Не надеялся я видеть твое лице; но вот Бог показал мне и детей твоих» (Быт. 48, 11).
С другой стороны, достойные родители — предмет восхищения и радости детей: «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр. 17, 6).
Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и обогащается советами родителей. Русская народная педагогика вторит советам Библии: «Хорошо, как и при старости отец» (2, т. 1, 301). Народная мудрость обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье — общение с родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет детям (при сохранении почтительности к родителям) с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей, пережить радость общения на равных по мудрости и опыту.