О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям
Огромные воспитательные возможности русского фольклора охватывали всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание уважительного отношения к собственным родителям имело определенные трудности. С одной стороны, самим родителям было не очень удобно напрямую требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители часто допускали следующую ошибку: они полагали, что дети, видя, как много для них делают родителя, легко смогут проникнуться к ним должным уважением.
Практика русской народной педагогики показывает, что далеко не всегда столь очевидные для окружающих родительские добродетели становились для детей основанием для почтительного отношения к отцу и матери. Очень часто дети рассматривали заботы родителей о себе как нечто само собой разумеющееся и не торопились воздать им должное.
Всякое чувство и знание должны быть воспитаны соответствующими методами, приемами и средствами. Древние мудрецы хорошо понимали, что любовь и благодарность по отношению к собственным родителями должны быть воспитаны, поэтому в книгах Священного Писания и в произведениях русского фольклора мы находим так много указаний на вечный долг детей по отношению к родителям.
В русской народной педагогике каждой из заповедей ставилось в соответствие значительное количество пословиц и поговорок, которые можно рассматривать в качестве расшифровки, толкования, интерпретации. Во многих случаях тексты заповедей дополнялись новыми аспектами, которые находились в традиционном русле православного воспитания и способствования более глубокому осмыслению и усвоению данных постулатов.
Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко доступен для восприятия воспитуемых, облегчал понимание сложных древних текстов. Коллективный разум народа за столетия упорных размышлений над нравственным законом, предлагаемым христианством, находил все новые нюансы толкований, расшифровывая, уточняя и углубляя лаконичный текст заповедей.
Главным во взаимодействии с родителями было послушание детей, поскольку послушание всегда рассматривалось как главная детская добродетель. Долг родителей — воспитывать детей в соответствии с нравственными заповедями, содержать их «в послушании со всякою честностью» (I Тим. 3, 4).
В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок, которые подчеркивают значимость пятой заповеди и направлены на ее твердое усвоение детьми и молодежью.
Расшифровки пословиц и поговорок, связанных с пятой заповедью, прежде всего, отвечают на вопрос: «Почему следует делать именно так?». Почему долг ребенка состоит в том, чтобы чтить своих родителей? В древности говорили так: «Держи матерь свою во чти и в матерстве». Традиция почитания предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укоренена в русской народной культуре. Православная церковь установила в течение года особые дни для поминовения умерших предков, которые получили красноречивое название «родительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен был включать в свое ежедневное молитвенное правило специальные поминальные молитвы, которые носили наименование «О усопших».
Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, а при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Слепой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме)» и др.