Проблема в ретроспективе.

А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ним немножко играть»1.

Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.

В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов.

По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности.

Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.

В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.

Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников. Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В. Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4