Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
_
1 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 431.
2 О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР «Постановление ЦК КПСС от 18 марта 1979 г. – Правда, 1979, 18 марта.
В советской историографии вопросам развития культуры уделяется официальное внимание, но все вопросы, связанные с развитием культуры полностью не рассматриваются. Советские историки, точка зрения которых была признана классической, не уделяют внимания некоторым основополагающим фактам. Например, влияние культа личности Сталина И.В. на развитие отечественной культуры рассматривается слабо, вместе с тем точно отмечается значение идеологизации советской культуры в целом для роста «социалистического сознания» советского человека.
Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-30-х годов в работах современных историков.
Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали интерес у отечественных историков, так как, используя основные закономерности развития искусства можно проследить этапы развития советского общества, социальные отношения, нравственно-этические нормы общества. Несмотря на то, что данная тема представляет безусловный интерес в работах некоторых авторов, этой теме не уделяется достаточно внимания. В работах Боффа Д. «История Советского Союза»,1 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем»,2 Корра Э. «История Советской России»,3 Соколова А.К. «Курс советской истории»,4 работах некоторых других авторов рассмотрению данного вопроса не уделяется внимание. Такой подход нецелеобразен, так как не зная особенности развития отечественного искусства не возможно в полном объеме понять все процессы происходившие в Советской России в 20-30х годах ХХ века.
1 Боффа Д. «История Советского Союза», в 2-х т., т.1 – М.: Наука, 1994.
2 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем» - М.: 1992.
3 Корр Э. «История Советской России» - М.: Просвещение, 1991.
4 Соколова А.К. «Курс советской истории» - М.: Владос,1989.
Во многих работах российских исследователей, написанных в последние годы, вопросам развития отечественного искусства уделяется определенное внимание. В работах Дмитриенко В.П. «История России», Верта Н. «История Советского государства», Семенниковой Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций», Зуева М.И. «История России с древности до наших дней», Орлова А.С., Геориева В.А. «История России с древнейших времен до наших дней» и т. д., оновные тенденции развития советского искусства в 20-30-е годы получили определения под термином «культурная революция». Зуйкова Е.А. в статье «Культурная революция» пишет о том, что «политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции».1 Автор статьи констатирует, что «перед властью (в н. 20-х годов) стояли две проблемы: старой интеллигенции и идеологизации культуры».2 Верт Н. В работе «История советского государства» указывает на роль культуры в идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей, становилось возможным «покончить с отсталостью страны и
1 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.
2 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999,с. 87.
довести до сознания людей политические задачи».1 Верт Н. считал, что степень идеологизации искусства возрастала с каждым годом правления советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина. Автор работы, рассматривая периодизацию развития советского искусства, отмечает, что 20-е годы ХХ века – «период культурной идеологической … разрядки между двумя очень напряженными эпохами»,2 эпохой русской революции 1917 г. и гражданской войны и эпохой коллективизации и индустриализации. В эти периоды, по мнению исследователя, происходила активизация общественно-культурной жизни советского общества. В целом эта оценка верна, хотя и с некоторыми оговорками, для большей части страны, где происходили незначительные и постепенные изменения. Верт Н. констатирует, что «для неславянского населения, и в частности, для мусульман, особенно с 1925 г., нэп был периодом «худжума» («наступления по всем фронтам») в рамках общей стратегии разрыва с прошлым».3 Наиболее полное и последовательное выражение данная политика Советского государства, по мнению автора, нашла в
1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.175.
2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.
3 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.