Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Все историки отмечают прочное внедрение метода социалистического реализма в советское искусство. Основной темой художественных произведений стала тема создания нового строя, наряду с изображением революционного прошлого.3 Вместе с героями строительства социализма в
1 История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 8 / Пономарев Б.Н., М.: «Наука», 1967 с. 658.
2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа», 1974, с. 283.
3 История СССР: эпоха социализма / Сараева С.А.- М.: «Просвещение», 1983, с. 252.
советском искусстве становится очень популярна тема героев трудового фронта, отражающая новое явление в жизни деревни. Большой подъем переживает детская литература. Маяковский В., Маршак С. выступали с произведениями, ставшими классикой советской литературы для детей. Вместе с отображением советской жизни значительное место в творчестве литераторов стала занимать и историческая тематика.
Наряду с бурным развитием советской литературы советские историки отмечают значительные достижения во всех других отраслях искусства. В частности, Сараева С.А., Артемов Н.Е., Клим М.П., Пономарев Б.Н. и многие другие пишут о больших успехах в театральном искусстве, в развитии которого значительную роль сыграли Станиславский К.С., Немирович-Данченко В.И., Охлопков Н., Таиров А. И др. Артемов Н.Е. указывает на утверждение метода социалистического реализма в театре.1
Ленинские слова, сказанные им в беседе с Луначарским А.В. в феврале 1922 г. о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», определили, по мнению советских историков, пути развития советского кинематографа. Благодаря огромному вниманию и помощи Советского правительства уже к 1925 г. было выпущено
_
1 История СССР: эпоха социализма / Артемов Н.Е. – М.: «Высшая школа», 1982, с. 138.
около150 фильмов советского производства.1
Все исследователи отмечают активное поступательное развитие советского театра и кино, в котором наряду с классическим сюжетом, постепенно стал утверждаться новый репертуар, посвященный советской тематике.2 Всем известны произведения, составившие классику советского театра и кино – это пьесы Тренева К. «Любовь Яровая» и Иванова Вс. «Бронепоезд 14-69», написанные в 1926-1927 годах, «Разлом» Лавренева Б.; кинофильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С.М., «Мать» Пудовкина В., «Арсенал» и «Земля» Довженко. Особую популярность приобрели фильмы «Чапаев», «Мы из Крондштата» и многие другие. Темами многих фильмов стали эпизоды из жизни В.И. Ленина – «Человек с ружьем», «Ленин в Октября», «Ленин в 1918 г.». Трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») создала обобщенный образ рабочего-большевика. Наряду с историко-революционной тематикой советские историки отмечают выход на экран темы современности. Фильмы «Член правительства», показавший путь женщины от забитой крестьянки до руководителя государства, «Великий гражданин», в основу которого легла биография Кирова С.М.,
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 284.
2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 284.
«Учитель» и ряд других воплотили новые черты облика советского человека – гражданственность, трудовой героизм. Все эти произведения должны были упрочнить метод социалистического реализма в искусстве. Каждое из этих произведений позволяет советскому человеку гордиться за свою Родину.
В 20-30-е годы наблюдался подъем работы живописцев. Образы новых героев отражаются художниками Струпниковым К. «Партизан», Рапининым Г. «Делегатка». Всемирное признание получили Малевич, Шагал, Петров-Водкин и многие другие советские художники. В 30-е годы активно участвовали в преобразовании страны советские архитекторы. Строительство новых городов, Дворцов культуры, сооружение Московского метрополитена, оформление канала Москва-Волга, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, мавзолея В.И. Ленина вызвали к жизни монументальные формы архитектуры, живописи и скульптуры. Выразительно продемонстрировал лучшие черты новой архитектуры советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (архитектор Иофен Б.). Скульптурная группа Мухиной В. «Рабочий и Колхозница» стала в нашей стране и за рубежом художественным символом социалистического общества.1 Многопланово и плодотворно развивалась в эти годы советская живопись и графика, добиваясь успехов в отображении советского
_
1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 340.
человека и его героических трудовых будней.
Серию прекрасных портретов современников создают Нестеров М.В. и Грабарь И.Э. Полотна Иогомона Б.В. «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» выражают исторический оптимизм рабочего класса.1