Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
2 История искусства народов СССР, т.7 Изд. “Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.
3 История искусства народов СССР, т.7 Изд. “Изобр.искусство”. М: 1972, с.10.
произведений. Лебедев П.И. уделял большое значение этой проблеме и еще в начале 20-х годов говорил, что « .главным героем искусства будет свободный, строящий социализм простой советский человек: рабочий, крестьянин, командир и боец Красной Армии, советская женщина - энергичные, действенные натуры, преданные идеям Октябрьской революции». 1 Предсказание Лебедева оказалось верным, действительно, в советском искусстве утверждал себя новый герой - трудящийся человек, ставший господствующей фигурой общественной жизни. Эти новые герои придавали искусству совершенно иной характер. В каждом произведении, по мнению критиков того времени, должна была быть скрыта какая-либо идея, прославляющая новое, советское общество, клеймящая пережитки прошлого. Меняется само назначение культуры, еще более по сравнению с 20-ми годами усиливается его социальная функция, пропагандистская роль. Основоположник метода социалистического реализма Горький М. так писал об этом: «В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не может быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует действительность, а или утверждает, или изменяет ее,
_
1 Лебедев П.И.- Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, с. 7-8
разрушает».1 Советское искусство начинает активно использовать яркие «образы, насыщая их пламенной верой в осуществление социалистических идеалов и ненавистью к темным, реакционным, враждебным социализму силам старого мира».2
Такой взгляд на искусство, на его возможности и задачи являлся уже с первых лет советской эпохи не только теоретической программой, но и действительностью молодого советского искусства, о чем свидетельствуют сами произведения советских художников. В работах советских авторов того времени идет «сознательное заострение образов ради ясного выражения идеи и ради увеличения действенной силы, способной вооружить зрителя».3 Это явление нередко делало произведения художников, архитекторов, скульпторов излишне пафосными, гротескными, но тем не менее позволило яснее донести до зрителя саму идею правильности борьбы советского государства в лице пролетариата и крестьянства против пережитков старого мира за идеалы мировой социалистической революции. Реализм советских художников еще на ранних этапах своего развития не был чужд романтики, развиваясь в контексте идей классического русского романтизма, но это была и романтика нового типа,
1 Горький М. - Об искусстве, собр.соч. в 30 т, т.27. М.: 1953, с.444-445.
2 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.
3 История русского искусства в 13 т., т.12, М.: 1961, с. 9.
романтика революционная.1 Романтика нового типа создавала очень пленительный, героический образ первых лет борьбы за Советскую власть.
Но метод социалистического реализма не был бы столь действенным, если бы не особое мировоззрение художников и других деятелей искусства. «Социалистический реализм, - писала тогда Мухина В., - рождается из честного творчества художника, проникнутого социалистическим мироощущением. Если у тебя нет социалистического мироощущения, то нет и социалистического реализма.
Поэтому основой социалистического реализма является мировоззрение художника. Оно может быть выражено различными способами, но должно вызывать у зрителя переживание, созвучное нашей эпохе».2 Мировоззрение подавляющего большинства советских деятелей искусства уже к середине 1920 года стало соответствовать социальному заказу коммунистической партии. Полностью в контексте официальной идеологии было выполнено и большинство произведений того времени, все более начинавших носить открыто пропагандистский характер.
Вместе с тем нельзя забывать и того факта, что определенная прослойка художников-реалистов «в первые
1 Речь секретаря ЦК ВКП (б) Жданова А.А.- Первый всесоюзный съезд сов.писателей, стенограф.отчет, М.: 1934, с.4.
2 Мухина В. - Литературно-критическое наследие, т.1. М.: 1959, с.177.
годы Советской власти заняла ярко несоветские позициии . и была вынуждена эмигрировать за границу»1 в период активной борьбы со всеми художниками, не желавшими сотрудничать с властью. Например, к числу таких художников можно отнести Малявина, Жуковского, Пастернака и т.д., которых безусловно можно причислить к величайшим мастерам мирового значения.
Развитие советского искусства и метода социалистического реализма в частности уже в 30-е годы стало тормозиться тем, что впоследствии было квалифицировано как культ личности Сталина И.В. О противоречиях, свойственных деятельности Сталина И.В., уже в этот период со всей определенностью сказано в «Истории коммунистической партии Советского Союза»: «В деятельности Сталина И.В., - читаем мы, - появился разрыв между словом и делом, между теорией и практикой . Он правильно, с позиций марксизма, говорил о недопустимости преувеличения роли отдельной личности в историческом процессе, на деле же содействовал распространению культа собственной личности».2